Прочный корпус длиной 19,6 м и наибольшей шириной 3,35 м, был изготовлен из никелевой стали. Прочная рубка цилиндрической формы возвышалась в районе миделя. Наблюдение в позиционном положении велось через перископ, проходящий через рубку. Поперечных водонепроницаемых переборок не предусматривалось, что было характерно для отечественных ПЛ, проектированных И.Г. Бубновым до 1915 г. Цистерны главного балласта, в отличие от зарубежных лодок, были вынесены в легкие обтекаемые оконечности ПЛ. Глубина погружения допускалась до 50 м. Лодка была одновальной с бензиновым мотором и электродвигателем с аккумуляторами. Скорость хода 8,5/7,8 уз. Нос был выполнен таранного типа. Лодка имела два вертикальных руля и горизонтальные стабилизаторы в кормовой оконечности, а также - три пары горизонтальных рулей (в носу, в корме и на миделе).
Опыт эксплуатации ПЛ "Дельфин" позволил спроектировать и построить в 1904-1905 гг. более совершенные шесть ПЛ типа "Касатка" водоизмещением 140/177 т, длиной 33,5 м, с диаметром прочного корпуса 3,4 м. Одновальная энергетическая установка включала в себя керосиновый мотор и электромотор с аккумуляторами, скорость 8,5/5,5 уз, дальность плавания 700/46 миль. Вооружение включало 4 торпедных аппарата Джевецкого и 1 пулемет. ПЛ типа "Касатка" продолжили т. н. "русский тип" конструкции однокорпусных ПЛ, без поперечных переборок, с балластными цистернами в оконечностях и носом таранного типа.
Русско-японская война 1904-1905 гг. обусловила появление в составе русского флота большого числа подводных лодок иностранных, в основном американских конструкций. Невскому заводу в Санкт-Петербурге, откупившему лицензию на строительство подводных лодок конструкции американца Дж. Голланда, был выдан 26 марта 1904 г. заказ на постройку 6 кораблей по проекту "Holland - 7р" и еще одна ПЛ, получившая название "Сом", была приобретена у Голланда 27 апреля 1904 г. В апреле у американской фирмы С. Лэка была приобретена ПЛ "Protector", переименованная в "Осетр" и заказано еще 5 однотипных лодок. 24 мая 1904 г. фирме Круппа был выдан заказ на строительство 3 ПЛ тип "Карп". По случаю этого заказа фирма подарила Морскому ведомству опытную ПЛ "Форель" с электродвижением водоизмещением 17 т. Русский заказ послужил основой для строительства первых подводных лодок для германского флота. Попытки приобрести подводные лодки во Франции - еще в одном, наряду с США, признанном центре подводного кораблестроения в конце XIX - начале XX веков, окончились неудачей. К концу войны во Владивостоке было сосредоточено 13 подводных лодок. Правда, в силу малой надежности большую часть времени они простаивали в ремонте, но, благодаря усилиям экипажей, как минимум две лодки были готовы выйти в море.
В осажденном Порт-Артуре по проекту техника путей сообщения М.П. Налетова велось строительство опытной подводной лодки, которую предполагалось использовать для минных постановок. Впоследствии по проекту М.П. Налетова в России был построен первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Для защиты подступов к Николаевску-на-Амуре использовался "катер малой видимости" - полуподводная лодка "Кета" лейтенанта С.А. Яновича. К этому же типу относилась и полуподводная лодка "Челим" С.А. Боткина, построенная на Балтийском заводе в 1904 г. Эти лодки были оснащены бензиновыми двигателями. Фактом своего существования подводные лодки предотвратили активные действия японского флота у Владивостока и в устье Амура.
Подводные лодки 1906-1911 гг.
Вплоть до 1911 г., когда, в соответствии с принятыми судостроительными программами, началось массовое строительство подводных лодок, было временем осмысления опыта войны, подготовки кадров подводников и строителей подводных лодок, обоснования основных подклассов подводных лодок, временем выработки взглядов и отработки руководящей технической документации и требований к подводным лодкам. Заводы приобрели необходимый опыт по созданию подводных лодок и их комплектующих - двигателей, аккумуляторных батарей, торпедных аппаратов и т.п.
11 марта 1906 г. в Российском Императорском флоте появился новый класс кораблей - "подводные лодки".
Ограниченные успехи подводных лодок в Русско-японской войне, неопределенность внешней политики, нестабильность внутренней обстановки и отсутствие денежных средств на воссоздание флота сказались и на строительстве подводных лодок. 1 сентября 1905 г. на совещании у морского министра вице-адмирала А.А. Бирилева по вопросу "строительства подводных лодок и организации подводного плавания в русском флоте" было решено:
"1. К новым постройкам лодок теперь не приступать, а ожидать осени 1906 г. для окончательного выяснения на практике лучших типов лодок.
2. Заказать теперь же, если будут выделены деньги, две лодки конструкции И.Г. Бубнова и М.Н. Беклемишева.
3. В особой комиссии разработать организацию отряда и школы подводного плавания".
Этому решению предшествовал доклад ГМШ морскому министру о подводных лодках в русском флоте, перспективах дальнейшего развития подводного кораблестроения и организации подводного плавания в России. Доклад был составлен 10 августа 1905 г. еще до окончания русско-японской войны, и к нему были приложены перечень подводных лодок Российского флота, находившихся в строю и строившихся в это время, а также таблица их тактико-технических элементов. Прежде всего нужно было организовать подготовку подводников.
Система подготовки кадров подводников
Создание Учебного отряда подводного плавания было утверждено Николаем II 27 марта 1906 г., а 29 мая того же года вышло "Положение об Учебном отряде подводного плавания", в котором говорилось, что он предназначен для обучения чинов флота подводному плаванию. В состав отряда включаются приспособленные для учебных занятий корабль и несколько подводных лодок, которые определяет Морское министерство в зависимости от учебных планов. На учебном корабле помещается Офицерский класс подводного плавания и школа для нижних чинов.
8 февраля 1906 г. состав Учебного отряда подводного плавания утвердил Госсовет. В него были включены учебное судно "Хабаровск" и подводные лодки "Пескарь", "Стерлядь", "Белуга", "Лосось" и "Сиг". Впоследствии в его состав вошли "Макрель", "Окунь", а также опытная лодка "Почтовый". Командиром отряда был назначен контр-адмирал Э.Н. Щенснович, бывший командир эскадренного броненосца "Ретвизан", участник русско-японской войны. Одновременно он исполнял должность заведующего подводным плаванием флота и председателя комиссии по испытанию и приемке новых подводных лодок. В штате отряда состояли 7 обучающих офицеров и 20-30 кондукторов и унтер-офицеров. Курс обучения составлял 10 месяцев для офицеров и от 4 до 10 месяцев для матросов (данные о выпусках см. в таблице). По окончании класса выдержавшие экзамен офицеры получали звание "Офицер подводного плавания".
Число офицеров, обученных в отряде подводного плавания
|
Год |
Выпущено |
Год |
Выпущено |
Примечания |
|
1906 |
5 |
1911 |
9 |
* По данным Всеподданнейших отчетов и докладов по Морскому министерству. |
| 1907 | 24 | 1912 | 14 | |
| 1908 | 10 | 1913 | 19 | |
|
1909 |
8 |
1914 |
16 |
** Подготовку вели учебные отряды в Ревеле (13 человек, затем еще около 40 человек) и на Черном море (до 22 человек). |
| 1910 | 15 | 1915-1916** | - |