Кроме того, оговаривалась необходимость установки на каждой лодке главного и путевого компасов на мостике, а также жироскопического компаса системы Сперри с двумя указателями; выносного прожектора, двух (желательно трех) перископов, радиостанции и системы звукоподводной связи Фессендена.
2 мая ГУК разослало приглашения для участия в конкурсе на составление эскизного проекта подводной лодки со сроком его представления один месяц. В конкурсе приняли участие следующие предприятия: верфь "Ноблесснер", Невский судостроительный и механический заводы, Путиловская верфь, Балтийский и Русско-Балтийский (Ревель) завод, "Руссуд" (Николаев). При этом "Руссуд" представлял проект английской фирмы "Виккерс" и итальянской "Фиат Сан-Джорджио", Русско-Балтийский завод — французской фирмы "Шнейдер-Лобеф", Путиловская верфь — проекты корабельных инженеров Б.М. Журавлева и А.И. Горденина, верфь "Ноблесснер" — проекты американской фирмы "Голланд" и И.Г. Бубнова.
К рассмотрению были приняты три проекта подводных лодок, отвечавших требованиям технических условий — американской фирмы "Голланд" и генерал-майора И.Г. Бубнова, итальянской фирмы "Фиат Сан-Джорджио" ("Руссуд").
Их проектные элементы были в пределах: водоизмещение 920—971/1140—1264 т, главные размерения 80,0 х 7,0 х 4,0 м, скорость 16—17/9 уз, дальность плавания 1200/22,5 мили. Состав вооружения включал 16 торпедных аппаратов, 10 мин заграждения, два 75-мм орудия и два пулемета. Все лодки были двухкорпусными, рассчитанными на рабочую глубину погружения 46 м, и разделенными водонепроницаемыми переборками на 7—8 отсеков.
Осенью 1915 г. "Программа судостроения подводных лодок" получила официальное одобрение правительства. Решением Совета министров от 18 сентября 1915 г. на ее реализацию в текущем году было выделено 11,6 млн. руб. Программа предусматривала закладку 85 подводных лодок, причем 57 из них относились к первой очереди. Затраты на постройку первой очереди исчислялись в размере 172,2 млн. руб. Лодки предполагалось строить по всем трем указанным выше проектам на заводах, представлявших их на конкурс.
В начале 1916 г. проекты были откорректированы по замечаниям ГУК, а в мае заключены контракты с заводами на постройку 28 подводных лодок первой очереди. Заказы получили: "Ноблесснер" (пр. "Голланд") — 10, "Руссуд" (пр. "Голланд" и пр. "Фиат") — 8, Балтийский завод — 4, Русско-Балтийский завод (пр. Бубнова) — 6 лодок. В течение 1916 г. были распределены заказы еще на 14 подводных лодок тех же проектов. Сметная стоимость постройки каждой лодки оценивалась примерно в 4 млн. руб.
Таким образом, было положено начало реализации идеи МГШ о формировании тактических единиц эскадренных подводных лодок как составных частей полной боевой эскадры, однако к их постройке приступить не удалось.
Программа 1915 г. предусматривала также строительство двух опытных лодок большого водоизмещения - океанских крейсеров. Балтийский завод в 1916 г. разработал два проекта в 1998 и 2800 т с мощным артиллерийским и торпедным вооружением и скоростью полного подводного хода 20-21 уз. В том же году инженер Дель-Пропосто предложил проект подводной лодки в 2300 т, у которой подводный ход обеспечивался тепловым аккумулятором. До этого в 1910-1911 гг. проект подводного крейсера водоизмещением 4500/5435 т был разработан В.М.Журавлевым, в 1914 г. проект эскадренной подводной лодки в 3500 т - И.Г. Бубновым.
В создании и развитии российского подводного флота принимали участие во главе с Морским ведомством самые различные проектные организации и заводы. Однако события Февральской и Октябрьской революций 1917 г., Гражданская война и разруха практически полностью истребили как инженерно-технические, так и офицерские кадры. Тем не менее, исследование опыта проектирования и постройки лодок в России представляет интерес с точки зрения оценки идей и уровня этой области техники, позволяет проследить влияние на советское подводное кораблестроение и сравнить с развитием подводного кораблестроения за рубежом.
Подводная лодки "Барс"