Подводная лодка типа "Барс": а - продольным разрез; б - план
1 - трубчатый торпедный аппарат; 2 - кормовой и носовой подводные якоря; 3 - заместительные цистерны якорей; 4 - центробежная помпа; 5 - дифферентная цистерна; 6 - аппараты системы Джевецкого; 7 - главные гребные электродвигатели; 8 - главные дизеля; 9 - боевая рубка; 10 - перископы; 11 - штурвал вертикальных рулей; 12 - нактоуз съемного компаса; 13, 17 - масляная, заместительная, уравнительная, "отрывная " и нефтяная цистерны; 18 - офицерские каюты; 19 - элементы аккумуляторной батареи; 20 - компрессор; 21 - цистерна пресной воды; 22, 23 - носовые и кормовые горизонтальные рули
Чертежи к проекту ПЛ типа "Морж" водоизмещением 630 т ("Барс")
Официальная закладка ПЛ типа "Барс" на заводе "Ноблесснер" была произведена 3 июля 1914 г. ("Львица", "Тигр", "Кугуар", "Леопард", "Пантера", "Рысь", "Тур", "Ягуар" для Балтийского флота, и "Язь", "Угорь", "Ерш" и "Форель" для Сибирской флотилии). Так как завод "Ноблесснер" в г. Ревеле, задуманный как центр подводного кораблестроения, еще только строился, корпуса ПЛ "Львица", "Тигр", "Пантера" и "Кугуар" были изготовлены на Адмиралтейском заводе (С. Петербург), а затем собраны в Ревеле.
Первые 8 ПЛ (от "Львицы" до "Язя") были спущены в 1915-1917 гг. и вступили в строй соответственно 14 мая, 28 и 30 декабря, 23 июля, 4 ноября и 14 апреля 1916 г., 8 августа и 4 октября 1917 г. ПЛ "Язь" достроена не была, в 20-е годы разобрана на металл. Строительство ПЛ "Угорь", "Ерш" и "Форель" было передано Балтийскому заводу. "Угорь" был спущен 22 октября 1916 г., вошел в строй весной 1917 г. "Ерш и "Форель" достраивались как минные заградители (см. Подводные минные заградители типа "Ерш"). Кроме того, на Балтийском заводе летом 1915 г. были заложены ПЛ "Змея" и "Единорог" (первоначально ПЛ Сибирской флотилии), вступили в строй соответственно в марте 1917 г., и декабре 1916 г.
Дизеля расчетной мощности (2x1320 л.с.) были установлены только на "Кугуаре" и "Змее". Достигнута скорость полного надводного хода 16,65 узла ("Кугуар"). Дальность плавания надводная - 2400 миль при скорости хода 11 узлов. Дальности подводного хода этих ПЛ: 28,4 (8,6 узла) миль и 150 (2,35 узла) миль. На ПЛ "Единорог" и "Угорь" были установлены дизеля фирмы "Нью-Лондон" (2 х 420 л.с.). Скорости полного хода "Единорога" (надводная/подводная) - 12,5/7,7 узла. Дальности плавания - 2600 (8,3 уз.) мили и 22 (7,7 уз.) мили. По отзывам плавсостава габариты штатных дизелей были слишком велики для отсеков ПЛ типа "Барс", нормальное обслуживание было невозможно. Дизеля фирмы "Нью-Лондон" были малонадежны. Дизеля Коломенского завода по 250 л.с. каждый были надежны, обеспечивали большую дальность плавания, но оптимальный для этих дизелей шаг ГВ (1,1 м) был невыгоден для электромоторов, что в сочетании с дополнительными ограждениями рулей, артвооружением и др. приводило к снижению скорости полного подводного хода.
По конструкции и устройству ПЛ типа "Барс" отличались от ПЛ типа "Морж" исполнением цистерн: уравнительная цистерна выполнялась в виде цилиндра, который кольцом охватывала "отрывная" цистерна, объем каждой из дифферентных цистерн был уменьшен до 2,5 т; пространство между двойными концевыми сферическими переборками разделялось горизонтальной переборкой на цистерны - дифферентную (верхняя) и пресной воды - нижняя. Метацентрическая высота в надводном/подводном положениях 0,12/0,18 (0,20) м.
Составляющие нагрузки (в % при штатных дизелях): "корпус" - 26,2, "электромоторы" - 5,5, "АБ" - 17,5 "главные дизеля" - 12, "краска, цемент, балласт" - 6,8, "прочие грузы" - 4,1. На ПЛ "Ягуар" были установлены вместо ТА системы Джевецкого 4 ТА завода "Г.А. Лесснер".
Была сделана попытка дополнить вооружение ПЛ минным оружием. В 1915 г. на ПЛ "Вепрь" были смонтированы минные рельсы, однако при этом нарушалась дифферентовка и устройство демонтировали. На "Барсе", "Львице" и "Тигре" по бортам были установлены кронштейны с гнездами для 8 мин. Однако боевого применения эти устройства не получили.
На ПЛ "Волк", "Леопард" для обеспечения зарядки АБ на перископной глубине было осуществлено удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов; на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей. Из-за малого сечения приемной трубы воздуха хватало для работы только одного дизеля.