Предыдущая Оглавление Следующая

Этот четвертый вариант ПМЗ имел водоизмещение 500 т, длину 51,2 м, ширину 4,6 м, осадку 4,0 м, глубина погружения была увеличена до 46 м, время погружения - 4 мин. Скорость полного хода (надводная/подводная) - 15/7,5 узла, дальность плавания полным ходом (надводная/подводная) 1500/22,5 мили, энергетическая установка - 4 керосиновых двигателя по 300 л.с. и 2 электромотора по 150 л.с, емкость АБ - 4000 А.час, вооружение: 60 мин, 2ТА и 4 торпеды (2 запасных). Эти данные были получены с учетом корректировки на основании требований Морского Технического Комитета (МТК). 10 ноября 1902 г. МТК постановил испытать модель ПМЗ в опытовом бассейне, а 30 ноября 1907 г. М.П. Налетов представил записку о якоре своей конструкции с переменной плавучестью для мин заграждения. 30 ноября 1907 г, после рассмотрения, МТК одобрил проект мин заграждения. 19 сентября 1908 г. был подписан контракт с Обществом Николаевских заводов и верфей на постройку одного ПМЗ "водоизмещением около 500 т при подводном плавании". Цена ПМЗ с 60 минами (без зарядов и запалов) была определена в 1млн. 375 тыс. руб, продолжительность постройки - 22 месяца со дня заключения контракта. Испытания должны были быть закончены в течение 2 месяцев.

8  феврале 1909 г. проведены испытания 3-х моделей ПМЗ, на основании которых были выполнены окончательные расчеты ЭУ и проведена корректировка спецификации (утверждена 11 июля 1909 г.). При этом длина ПЛ увеличена до 52,8 м, ширина уменьшена до 4,3 м, осадка - до 3,9 м, надводное водоизмещение составило 512 т. Мощность электромоторов увеличена до 2x200 л.с., число элементов АБ - со 120 до 240. Число помп для откачки балласта увеличено с 2 до 3, высота палубы рубки увеличена до 3 м, изменена система вывода выхлопных газов керосиновых двигателей. С учетом этих изменений контракт был перезаключен 11 августа 1909 г. Цена ПМЗ - 1 млн. 720 тыс. руб. Мины должно было поставить Морское ведомство.

9  августа 1909 г. ПМЗ был зачислен в списки флота под названием "Краб". Спуск корабля состоялся 12 августа 1912 г. Срок сдачи намечался к 1 июля 1913 г. В октябре 1911 г. система постановки мин с 5 минами была испытана со специального понтона и одобрена комиссией Морского ведомства. Отклонение постановки мин по глубине составило от 0 до 0,3 м (по требованиям не более 0,6 м). 10 сентября 1912 г. утверждена корректировка спецификации: запас керосина сокращен с 50 до 38,5 т, вес АБ увеличен до 91 т, водоизмещение определено в 512/722 т; указано, что "погружение достигается заполнением трех ЦГБ (носовой - 10,9 куб. м, средней - 36 куб. м, кормовой 15,7 - куб. м) цистерн высокого давления (ЦВД) и надстройки". ЦВД должны выполнять функции "отрывного киля". Запас ВВД -125 м3 при 200 атм. Приводы вертикального и горизонтального рулей - электрические и ручные.

RPL18131.jpg RPL18132.jpg
Первоначальная схема якоря для мин системы М.П. Налетова:

В - вьюшка с минрепом и стопором; D - чугунное кольцо; mm - диаметр внешнего цилиндра якоря; пп - диаметр внутреннего цилиндра якоря; q - отверстие в кольце D для прохода стопорного троса; kk - краны во внутреннем цилиндре якоря

Теоретический чертеж (проекция "корпус") ПМЗ "Краб" с вытеснителями (булями)

Испытания ПМЗ начаты в июне 1913 г. Первое погружение состоялось 22 июня, официальное представление к сдаче - 24 июня 1913 г. Достигнута скорость надводного хода - 10,9 узла. Поперечная метацентрическая высота (без команды и мин) 0,19 м вместо 0,23 м "по спецификации при полной служебной нагрузке". Для увеличения остойчивости, после ряда обсуждений (27 и 31 января 1914 г.), поставлен свинцовый киль, а для компенсации его веса - бортовые "вытеснители" (були). По проекту артвооружение не предусматривалось. Однако затем установлено одно 37-мм орудие, замененное позднее на 7-см австрийского производства и два пулемета. Время погружения 12-20 мин.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz