Предыдущая Оглавление Следующая

"Утка" в 1920 г. ушла в Бизерту, впоследствии разрезана на металл. "Гагара" затоплена в 1919 г. англо-французскими войсками.

Проектант............................ И.Г. Бубнов

Время разработки проекта, г........1914-1915

Завод-строитель.......................... ОНЗиВ и отд. Балтийского з-да (Николаев)

Число кораблей в серии (фактич.).... 6 (4)

Сроки вступления в строй, г...... 1917-1918

Основные ТТХ Водоизмещение, т:

-   надводное........................................ 650

-   подводное ....................................... 785

Длина наибольшая, м..................... 67,97

Ширина корпуса, м............................4,47

Осадка средняя, м............................... 3,94

Запас плавучести, %............................... 20

Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн. с двойными концевыми сферическими переборками и ЦГБ в оконечностях

Глубина погружения (рабочая/предельная), м..................46/92

Материал (толщина, мм):

-             обшивки корпуса .................сталь (10)

-             конц. переборок ...................сталь (12)

-             оконечностей......................... сталь (5)

-             рубки .......сталь/маломагн. сталь (10)

Автономность, сут................................ 14

Время непрерывного пребывания под водой, час........................................ 30

Экипаж, чел............................................ 45

Энергетическая установка (проект):

-               тип.................... дизель-электрическая

-               тип двигателей надводного хода дизели

-                число х мощность двигателей надводного хода, л.с......2 х 1250-1320

-              тип двигателей подводного хода............................ электромоторы

-               число х мощность двигателей подводного хода, л.с.................2 х 450

-             число гребных валов.......................... 2

-               число групп АБ х число элементов в группе....................2 х 120

-               мощность вспомогательных дизель-генераторов, л.с...................40

Скорость хода , уз.:

-               наибольшая подводная...............7,5-9

-                наибольшая надводная .............. 16-17

Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) :

-              подводная ...„...............................25 (9)

-                надводная.................................900 (17)

Вооружение:

Торпедное:

-              калибр ТА. мм............................... 450

-              число трубчатых носовых ТА..........2

-              число трубчатых кормовых ТА .......2

-              число ТА сист. Джевецкого.............4

-              общее число торпед ......................... 12

Артиллерийское(проект) :

-              число х калибр АУ, мм... 1 х 76, 1 х 37 ("Орлан", "Буревестник", "Пеликан", "Лебедь")

-              число х калибр АУ, мм ... 2 х 76, 1 х 37 ("Утка", "Гагара")

Средства наблюдения и связи:

-             2 перископа

-             радиостанция с дальностью действия более 100 миль

-             приборы звукоподводной связи

-             переносной прожектор

Подводный минный заградитель "Краб"

RPL18129.jpg RPL18130.jpg
Подводный минный заградитель "Краб" Первый подводный минный заградитель Налетова (1904 г.)

Первый в мире ПМЗ специальной постройки. Первый проект ПМЗ был разработан М.П. Налетовым в Порт-Артуре в 1904 г. (водоизмещение 25 т, длина 15 м., вооружение: 4 мины заграждения или 2 торпеды Шварцкопфа).

29 декабря 1906 г. М.П. Налетов подал прошение о рассмотрении проекта ПМЗ, который был обсужден 7 января 1907 г. на заседании Морского Технического Комитета.

Создание ПМЗ специальной постройки "Краб" представляло собой создание новой системы оружия: из носителя (ПЛ), специальных мин и устройства для их постановки. Проектирование ПМЗ представляло собой последовательную отработку указанной системы, поэтому, а также вследствии ряда субъективных причин, оно и растянулась на 1906-1909 г.г.

Первый вариант ПМЗ, представленный в конце 1906 г., имел водоизмещение 312 т, главные размерения 27,7 х 4,6 х 3,66 м. Запас плавучести 4%, ЭУ: надводного хода 2 х 150 л.с, подводного 2 х 75 л.с. Расчетная скорость полного хода (надводная/подводная) 9/7 узла. Перископ не предусматривался. Время погружения 10,5 мин. Глубина погружения 30,5 м. Конструктивный тип ПЛ - однокорпусная с развитой надстройкой (заполненной пробкой).

Вооружение в 2-х вариантах: 28 мин и 1 ТА с 2 торпедами, либо 35 мин без ТА. Устройство для постановки мин включало три ступени: минную трубу, минную камеру и воздушный шлюз. Закладка мин при постановке в минную трубу производилась вручную. Время постановки одной мины 2-3 мин. Проект был рассмотрен на заседании МТК 9-10 января 1907 г. и вызвал ряд существенных замечаний, но в целом был признан "вполне осуществимым".

С учетом этих замечаний М.П. Налетов представил 27 января 1907 г. Главному инспектору минного дела описания "Усовершенствование минного аппарата для выбрасывания морских мин" и видоизмененной надстройки.

Измененная система постановки мин была уже двухступенчатой (минная труба и воздушный шлюз). Как и в первом варианте предполагалось ставить "мины существующего образца", т.е. обычные мины заграждения. В варианте "вертикального аппарата" предполагалось использовать "мины нового образца с некоторой отрицательной плавучестью". Эти варианты системы также были признаны А.Н. Крыловым и И.Г. Бубновым непригодными для установки на ПМЗ.

В апреле 1907 г. М.П. Налетов, с учетом замечаний, предложил специальную мину с нулевой плавучестью и три системы постановки мин. Наружные - "наружную боковую" (мины выбрасывались из гнезд в бортах надстройки) и "наружную кормовую", состоящую из 1 или 2 желобов с минами в надстройке и привода для движения мин. "Внутренний кормовой аппарат" состоял из трубы, соединявшей минную камеру с забортной водой. Труба заряжалась минами (15 шт.) в позиционном положении ПЛ. В части "видоизменения надстройки" предполагалось увеличить высоту надводного борта с 0,6 м до 1,1 м, установить убираемый мостик (площадку) на высоте 2,0 м над ВЛ.

На основе одобренной МТК системы "кормовых наружных аппаратов" был разработан второй вариант ПМЗ: надводное водоизмещение 450 т, запас плавучести 22%, длина 45,7 м, ширина 4,6 м, метацентрическая высота в надводном положении с полным запасом мин 0,38 м. Скорость хода (надводная/ подводная) 10/6 узла. Дальность плавания полным надводным ходом 3500 миль, вооружение: 60 мин, 1ТА и 2 запасные торпеды. Время постановки 1 мины - 5 сек, время погружения ПМЗ - 10,5 мин. 1 мая 1907 г., после рассмотрения, проект был признан осуществимым. При этом было высказано пожелание предварительно отработать (на основе предложения Балтийского завода) систему постановки мин на ПЛ конструкции И.Г. Бубнова водоизмещением 360 т (впоследствии "Акула"). Одновременно. Балтийский завод представил два варианта проекта ПМЗ водоизмещением 250 т с 60 минами и скоростью надводного хода 14 уз. Ввиду задержки с постройкой "Акулы", от предварительных испытаний отказались. В том же 1907 г. М.П. Налетов представил третий вариант ПМЗ. надводным водоизмещением 470 т со скоростями хода (надводная/подводная) 15/7 узлов, дальностью плавания 1000/21 миль, ЭУ мощностью: при движении в надводном положении - 2x600 л.с., в подводном - 2x125 л.с. Время погружения - 5,5 мин, метацентрическая высота в надводном положении с полным запасом мин - 0,30 м. Поскольку "исключительное право" на постройку ПМЗ его системы М.П. Налетов предоставил Обществу Николаевских заводов и верфей (г. Николаев), то 2 октября 1907 г. этот завод и представил для заключения контракта на постройку спецификации с чертежами и другие необходимые документы, для четвертого варианта ПМЗ. Цена одного ПМЗ - 1 млн. 350 тыс. руб. (если водоизмещение не превысит 500 т).

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz