Подводная лодка типа "Лебедь"
ПЛ типа "Лебедь" строились по дополнительной программе усиления Черноморского флота, утвержденной 24 июня 1914 г. Согласно решению Морского Министерства, исходя из необходимости скорейшей постройки и бюджетных ограничений, ПЛ этого типа представляли из себя "подводные лодки типа "Барс" для Черного моря", т.е. с некоторыми изменениями в спецификации. Срок сдачи был определен не позднее 1 июля 1917 г. Вопросы, связанные с изменением в спецификациях, последовательно рассматривались Техническим советом Главного Управления Кораблестроения в декабре 1914 г. и январе 1915 г. Изменения, принятые на заседании 8 декабря 1914 г., включали отказ от приспособлений для реверсирования дизелей, установку электрического лага, противоминных отводов на ГР, применение системы подводной сигнализации, парового отопления, тумбы для пулемета, глухих крышек на иллюминаторах и ватерклозетов "для подводного использования". 2 января 1915 г. обсуждались изменения, предложенные Морским Генеральным Штабом 27 декабря 1914 г. Совещание отвергло предложение об установке более надежных дизелей меньшей мощности, об установке водонепроницаемых переборок, более мощных помп для уменьшения времени погружения. Решение вопросов управления из ЦП, повышения запаса плавучести на 10%, обеспечения непроницаемой боевой рубки, и установки над ней площадки на высоте ок. 3,6 м над ВЛ были отложены. Решено увеличить прочность палубных цистерн и оклеить борта изнутри пробкой. Согласно спецификации, утвержденной 29 апреля 1915 г., ПЛ типа "Лебедь", в отличие от прототипа, имели электрический привод ГР из ЦП, кроме того, были выполнены изменения, согласованные 8 декабря 1914 г. и 2 января 1915 г. В ходе постройки вносились отдельные изменения - установка боковых килей, "деревянных подушек для лежания на грунте", трех (вместо двух) клапанов вентиляции на концевых ЦГБ. "тяжелых" подводных якорей (весом по 1 т), более надежных помп системы Клингера производительностью 35 м3/час. Вместо двух, по проекту, установили один аварийно-сигнальный буй. Иллюминаторы в боевой рубке не устанавливались.
Подводная лодка типа "Лебедь"
17 марта 1915 г. Морское министерство заключило контракт с Обществом Николаевских заводов и верфей на постройку 4 ПЛ типа "Барс" со сроком сдачи последней - 1 июня 1917 г. 30 января 1915 г. аналогичный контракт был заключен с Балтийским заводом, со сдачей ПЛ отделением завода в г. Николаеве.
ПЛ "Лебедь", "Пеликан", "Буревестник" и "Орлан" были заложены на стапелях Общества Николаевских заводов и верфей в октябре 1915 г., спущены соответственно 13 сентября 1917 , 4 сентября 1917 г., 15 ноября и 12 сентября 1916 г. Достроены были только "Буревестник" (вступил в строй к февралю 1918 г.) и "Орлан" (1 октября 1917 г.). На этих ПЛ были установлены штатные дизеля завода "Л. Нобель" по 1320 л.с, что обеспечило на испытаниях "Орлана" полную надводную скорость в 14 узлов (подводная - 7,7 узла), время погружения 1 мин. 30 сек., метацентрическая высота в подводном положении 0,29 м (по спецификации - 0,21 м). Невыполнение требований по скорости хода, в т.ч. и под водой, объяснялось ростом сопротивления за счет увеличения размеров мостика, наличие наружного киля, противоминных отводов на ГР и др.
Артиллерийское вооружение ПЛ: "Буревестник" и "Орлан" - 1 х 75-мм АУ и 1 пулемет; на "Лебеде" и "Пеликане" -1 х 57-мм АУ и 1 пулемет. Число ТА системы Джевецкого сокращено до 4-х, и они установлены на палубе надстройки.
"Орлан", а также недостроенные "Лебедь" и "Пеликан" были затоплены англо-французскими войсками в 1919 г. В 1924-1925 гг. "Орлан" и "Пеликан" были подняты и сданы для разделки на металл. "Буревестник" в 1920 г. ушел в Бизерту, впоследствии разобран на металл.
ПЛ "Гагара" и "Утка", строившиеся отделением Балтийского завода, были заложены 29 августа 1915 г., спущены осенью 1916 г., вошли в строй 20 июня 1917 г. Из-за отсутствия штатных дизелей на них установили по 2 дизеля мощностью по 250 л.с. производства Коломенского завода. На испытаниях "Гагара" достигла скорости (надводной/подводной) 9,4/8,2 узла при дальности плавания (при скорости хода в уз.) надводной - 2380 (9) и подводной 111(4,8). Время погружения 2 мин. 32 сек. Привода перископов - электрические. ГР на этих ПЛ не имели противовесов. На "Утке" часть баллеров была сделана коваными, а не литыми. Артиллерийское вооружение - 2 х 76-мм АУ (угол возвышения 20°) и 1 х 37-мм зенитная пушка. Торпедное - 4 трубчатых ТА и 4 ТА системы Джевецкого (на палубе надстройки). На "Лебеде" - только трубчатые ТА.
ПЛ "Орлан" типа "Лебедь"(1917 г.): а - продольный разрез; б - план
1 - трубчатый минный аппарат; 2 - кормовой и носовой подводные якоря; 3 - заместительные цистерны подводных якорей (кормового и носового); 4 центробежная помпа; 5 - дифферентная цистерна; 6 - ниши для минных аппаратов С. К. Джевецкого; 7 - главный гребной электродвигатель; 8 - главный дизель; 9 - боевая рубка; 10 - перископы; 11 - штурвал вертикального руля; 12 - 76-мм орудие; 13 - цистерна для масла; 14, 15, 16, 17 - заместительная, уравнительная, "отрывная"' и нефтяные цистерны; 18 - офицерские каюты; 19 - элементы аккумуляторной батареи; 20 - компрессор; 21 - цистерна пресной воды; 22 - носовые горизонтальные рули; 23 - кормовые горизонтальные рули