Проектант .........................Дж. Голланд и ф. "Электрик Боут Компани"
Время разработки проекта, г. . 1914-1915
Завод-строитель...............................з-д в г. Банку вер( Канада), Балтийский (г. С. Петербург) и отд. Балтийского (г. Николаев)
Число кораблей в серии..................... 17 (11 - собрано в России)
Сроки ввода в строй, г..........1916-1923
Основные ТТХ(проект 602F)
Водоизмещение, т:
- надводное....................................355,7
- подводное.......................................467
Длина наибольшая, м......................45,8
Ширина корпуса, м...........................4,81
Осадка средняя, м...............................3,8
Запас плавучести, %............................ 31
Архит.-конструкт, тип.... однокорпусн., четырехотсечная
Глубина погружения (рабочая/предельная), м................................45,7/61
Материал (толщина, мм):
- корпуса...........................сталь (9,5-11)
- рубки .........................................бронза
Время непрерывного пребывания под водой, час........................................ 24
Автономность, сут................................ 15
Экипаж, чел............................................ 37
Энергетическая установка :
- тип.................... дизель-электрическая
- тип двигателей надводного хода.............дизели ф. "Нью-Лондон"
- число х мощность двигателей надводного хода, л.с.................2 х 240
- тип двигателей подводного хода............................ электромоторы
- число х мощность двигателей подводного хода (форсиров./ экономич.), л.с..............2 х 310/2 х 160
- число групп АБ х число элементов в группе...........2 х 60
- емкость АБ (кВт.час) х время разрядки(час).................720 х 3
- число гребных валов..........................2
Скорость хода (проектн./фактич.), уз.:
- наибольшая подводная 10,5/10,5-10.8
- наибольшая надводная ... 13/12,5-13.0
- экономическая подводная ................ 5
- экономическая надводная............... 11
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) :
- подводная (проектная.)..........25(10,5)
- надводная(проектная/ фактическая).........1750 (13)/2200 (13),
2400 (11)/2580 (11) Вооружение: Торпедное:
- калибр ТА, мм................................ 450
- число трубчатых носовых ТА..........4
- общее число торпед........................... 8
Артиллерийское (уст. в России):
- число АУ х калибр, мм...............1 х 47
Средства наблюдения:
- 2 перископа
- радиостанция мощностью 1 кВт
- прибор звукоподводной связи системы Фессендена
Проект подводной лодки типа "Б-1" ("Генерал-майор Бубнов")
Проект разработан на основе "Технических условий для проектирования лодок первой очереди судостроительной программы 1915 г.", разработанных Частью подводного плавания Главного Управления Кораблестроения и утвержденных 28 апреля 1915 г.
На конкурсе в мае 1915 г. наряду с проектами фирм "Голланд" и "Фиат Сан-Джорджио" был принят к реализации, заняв второе место. В мае 1916 г. были заключены контракты на постройку 10 ПЛ первой очереди: с Балтийским заводом на 4 ПЛ ("Б-1" - "Б-4") и с заводом Русско-Балтийского общества (г. Ревель) на 6 ед. ("Б-5" - "Б-10"). В конце 1916 г. с Балтийским заводом был заключен контракт на постройку еще 8 ПЛ и с Русско-Балтийским заводом - на 2 ПЛ. Вся серия "ПЛ типа Генерал-майор И.Г. Бубнов" должна была составить 20 ед. Цена 1 ПЛ постройки казенного Балтийского завода была определена в 3 млн. 680 тыс. руб., а цена 1 ПЛ постройки Русско-Балтийского завода - 4 млн. руб. Строительство предполагалось вести, опираясь в основном на российских контрагентов - дизели завода "Л. Нобель" и Харьковский паровозостроительный, электромоторы - фирмы "Вольта", аккумуляторы - фирмы "Тюдор". Размещение заказов на комплектующие изделия и разбивка на плазе были выполнены до конца 1916 г. В проекте "Б-1" И.Г. Бубнов отступил от применявшегося им во всех предыдущих проектах однокорпусного архитектурно-конструктивного типа, однако были сохранены двойные концевые сферические переборки и балластные цистерны в оконечностях (общим объемом 37,4 м3). Объем четырех бортовых ЦГБ - 232,5 м3. Объем носовой и кормовой дифферентных цистерн соответственно - 5,0 и 6,5 м3, отрывной -20 м3, уравнительной - 15 м3, заместительной в центральном посту - 12 м3. Объем топливных и масляных цистерн - 66 и 7 м3 соответственно. Запас ВВД - 15 м3, хранился при давлении 200 атм. Пополнение запаса ВВД осуществлялось компрессором производительностью 42 л/мин при давлении 200 атм (первоначально - 16 л/мин). Кроме того, предусматривалась установка двух компрессоров низкого давления (на 1,5 атм.) для осушения ЦГБ. Для осушения ЦГБ на глубинах до 23 м предназначались четыре трюмных электронасоса; на глубине 45,8 м - один специальный электронасос производительностью 50 т/час.
Время перехода из надводного положения в подводное - 1,5 мин, из позиционного в подводное - 45 сек, из подводного в надводное - не более 5 мин. Метацентрическая высота в надводном положении - 0,42 м, наименьшая при погружении - не менее 0.26 м. Точность удержания глубины 0,3 м при скоростях не менее 2 уз. Время полной перекладки рулей не более 1,5 мин.
Два дизеля, мощностью по 1320 л.с, производство которых было к 1917 г. налажено на русских заводах, должны были иметь расход топлива 260 г/л.с.час, масла - 26 г/л.с.час. Электромоторы мощностью не менее 370 л.с. - двухякорные для ходов от 2 до 5 и от 5 до 9 уз. Предусматривалась возможность установки 4 одноякорных электромоторов: 2 - малой мощности для скоростей хода до 5 узлов и 2 - для скоростей 5-9 узлов, АБ - в герметичных, вентилируемых ямах. Полная энергия АБ - 1600 кВт.час при 2,5-часовом разряде (t° электролита 30°С). При 20-часовом разряде - не менее 2600 кВт.час. Удельная энергия АБ 17 Вт.час (при 3-часовом разряде и t° электролита 30°С) на 1 кг веса батареи.
Дизель-динамо мощность 550 л.с. должно было обеспечивать зарядку АБ, вентиляцию, пополнение запаса ВВД, а также движение экономическим ходом под электромоторами в надводном положении.
Подводная лодка типа "Б-1"
Схема общего расположения типа "Б-1" (типа "Генерал - майор Бубнов"):
1 - кормовая цистерна главного балласта; 2 - кормовая дифферентная цистерна; 3 - отделение кормовых аппаратов; 4, 5 - отделение вспомогательного дизеля, электромоторов и главных дизелей; 6, 7 - командный пост и рубка; 8 - офицерские каюты; 9 - командное помещение; 10, 11- носовые дифферентная и главного балласта цистерны; 12 - аккумуляторные ямы; 13 - траверзные минные аппараты; 14 - воздухохранители; 15, 16 - кормовой и носовой подводные якоря