![]() |
![]() |
Выдвижная рубка | Выдвижная башня АУ |
Проект 4500-тонного автономного подводного бронепалубного крейсера инженера В. М. Журавлева (вариант Б ) |
Проект эскадренной ПЛ И.Г. Бубнова
В марте 1914г. И.Г. Бубнов предложил оригинальный проект эскадренной подводной лодки, использующей в качестве основного режима движения полуподводный: "Представляется возможным практическое осуществление судна, являющегося подводной лодкой в прямом смысле слова, т.е. плавающего почти исключительно в погруженном состоянии и пользующегося полуподводным и надводным положением лишь для входа в гавани, при проходе мелких мест и узостей, а также для ориентировки. Главным двигателем такой лодки должны быть паровые турбины миноносного типа, причем лодка находится в непрерывном сообщении с атмосферой через посредство двух выступающих над водой рубок, высота которых над поверхностью воды обусловливается состоянием моря; при этом попадание через трубы даже значительных масс воды (от волн или при внезапном погружении) не представляет опасности благодаря самодействующим клапанам и непрерывно работающим помпам. Управление лодкой производится из этих же рубок при помощи перископов или через иллюминаторы".
Углубление продольной оси корпуса при "рабочем" (фактически - погруженном) положении составляло около 19 м. Такая глубина, по мысли Бубнова, позволяла почти исключить влияние волнового сопротивления на ходкость и, вместе с тем, надежно защитить основной корпус подлодки от действий оружия противника. Судя по величине объемов, где могли бы располагаться балластные цистерны, запас плавучести не мог превышать 10-12%. Расположение минных аппаратов было в целом характерно для бубновских лодок: четыре - в оконечностях, десять (типа Джевецкого) - у надстройки и, наконец, десять траверзных - на среднем ярусе второго отсека. Для подводного плавания Бубнов предложил гребные электродвигатели и аккумуляторную батарею, но указал на возможность применения теплового аккумулятора, что существенно увеличило бы скорость и дальность подводного плавания.