5 июля, видя учащение полётов самолётов, наблюдающих за районом,
и будучи предупреждён по радио о выходе в море немецкой эскадры, полностью
зарядившись, в 16.06 погрузился, имея установки носовых торпедных аппаратов
1-2-5-6 в 5 м глубины и 3-4 - в 2 м; в корме все 4 торпеды имели 2-метровую
установку глубины.
Изменить установку глубины кормовых торпед не удалось по причине того,
что к надводным [торпедным аппаратам]
доступа нет изнутри прочного корпуса и они
были приготовлены к стрельбе по
мелкосидящим судам. Подводный же аппарат №
8 пришлось держать с закрытым запирающим
клапаном вследствие большой утечки воздуха,
который [клапан] приказано было открывать
по сигналу атаки. Торпеду № 7 держал готовой
к выстрелу на случай встречи с противником
в надводном положении. В 16.33 5 июля 1942 года
акустик доложил вахтенному командиру о
шумах справа по носу; последний лёг [курсом]
на шум, но в перископ ничего не обнаружил, и
только со вторым его подъёмом усмотрена
была прямо по носу в дистанции 40-50 каб ПЛ
противника в надводном положении. Взяв на
себя управление, с подъёмом перископа также
установил, что это ПЛ, и, сообразуясь с
обстановкой, начал маневрировать для атаки.
В 17.12 установил, что в море идут на большой
скорости два миноносца; то же, что
принималось за ПЛ, оказалось миноносцем,
которому рефракция приподняла кончик трубы
и мостик; продолжил атаку на второй идущий
уступом сзади миноносец.
В 17.28 обнаружил верхушки мачт больших кораблей, идущих строем фронта в сопровождении миноносцев. Головные миноносцы, видимо освещая район, подплыв к нам на дистанцию 10-20 каб, повернули обратно и пошли на сближение с эскадрой. Лёг на курс атаки, имея целью левый от меня мателот.
В 17.23 опознал корабли противника, идущие в составе двух линкоров - "Тирпиц" и предположительно "Шеер" - в охране 8 миноносцев типа "Карл Гальстер", ходящих на сложных зигзагах.
Над эскадрой барражировал самолёт типа "Арадо". Начал маневрирование для атаки носовыми [торпедными аппаратами] линкора "Тирпиц".
В 17.36 эскадра повернула "все вдруг" влево на 90-100°, выстроившись в кильватер с дистанцией между линкорами 20-30 каб. ПЛ оказалась на расходящихся контркурса; развернулся вправо на носовые [торпедные аппараты].
В 17.50 вся эскадра опять повернула "все вдруг", и линкор "Тирпиц" оказался идущим на лодку с его курсовым [углом] левого борта 5-7°. Опасаясь срыва атаки, развернулся на кормовые торпедные аппараты и в 18.01 произвёл четырёхторпедный залп с интервалом выпуска торпед 4 сек, при дистанции залпа 20-17-18 каб, (фи) = 28°, (тэта) = 100°, считая скорость линкора в 22 узла и имея свою в 3,5 узла.
В момент залпа находился примерно в середине эскадры, линкор "Шеер" прошёл уже угол упреждения и был с моего правого борта, внутри зигзагировали 4 миноносца, головной миноносец охраны линкора "Тирпиц" резко ворочал влево на обратный курс, и я опасался, что он идёт на ПЛ. С выпуском первой торпеды опустил перископ и с выходом последней загнал лодку на глубину с приёмом воды в уравнительную, кормовую и дифферентную [цистерны] и увеличил ход до полного.
Через 2 минуты 15 секунд по секундомеру из отсеков, а также акустиком доложено было о взрыве двух торпед. Шумы миноносцев то приближались, то удалялись. Ожидаемых взрывов глубинных бомб не последовало и только в 18.31 по корме, при постепенно уменьшающихся шумах, послышался раскатистый взрыв продолжительностью до 20 с, а затем последовательно в 18.32 и в 18.38 [взрывы], не похожие на взрывы от глубинных бомб.
В 19.09 осмотрел горизонт и, всплыв под среднюю, передал радио об атаке и курс отхода эскадры.
Состояние погоды благоприятствовало атаке: сплошная облачность с чистым небом на горизонте, видимость полная, зыбь с барашками 2-3 балла, ветер 3-4 балла. ЛК "Тирпиц" камуфлирован коричневой и шаровой красками.