Взято из "Русский архив: Велика Отечественная. Тыл Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. Т. 25(14)" М. 1998. Документ № 360. "Из итогов работы тыла в период Великой Отечественной войны". 26 июня 1946 г.
Выбраны, в основном, количественные характеристики.
Объём централизованных перевозок - 9305257 вагонов. Без учёта перевозок импортных грузов, трофейного имущества и внутрифронтовых перевозок.
1579 эшелонов - 58401 вагон.
С 22 июня 1941 по 9 мая 1945:
Год |
Перевезено |
Средняя погрузка в месяц (вагонов) |
|
эшелонов |
вагонов |
||
1941 | 20373 | 984616 | 164103 |
1942 | 22486 | 858117 | 71510 |
1943 | 22645 | 917387 | 76488 |
1944 | 33078 | 1220385 | 100865 |
1945 | 7649 | 299022 | 52750 |
Итого |
107231 | 4269527 | - |
Объём перевозок централизованного планирования - 4970000 вагонов (53% воинских перевозок по централизованному плану).
Удельный вес перевозок снабжения к общему объёму перевозок (%):
1941 | 18 |
1942 | 56 |
1943 | 58 |
1944 | 59 |
1945 | 70 |
Распределение по роду грузов (%):
Род груза | Вагонов | % |
В том числе непосредственно для фронтов (вагонов) |
Боеприпасы | 1435606 | 29,2 | 437358 |
Вооружение, технические и интендантские грузы | 1173007 | 23,5 | 223085 |
ГСМ | 1386016 | 27,9 | 715436 |
Продовольствие и фураж | 976101 | 19,4 | 556391 |
Было сформировано: постоянных военно-санитарных поездов - 260, временных ВСП - 137, санитарных летучек - 300.
В 1941 использовалось 272 ВСП.
За последующие годы:
Годы |
Погружено ВСП | |
В течение года | в среднем за месяц | |
1942 | 3344 | 279 |
1943 | 2382 | 182 |
1944 | 3028 | 252 |
1945 | 1490 | 269 |
Скорость движения гружёных ВСП в среднем в сутки от 250 до 300 км, порожних - 150-200 км.
Оперативные перевозки:
людей - 5367,9 тыс.
лошадей - 213 тыс.
орудий - 10,6 тыс.
танков - 4,6 тыс.
автомашин - 48,9 тыс.
тракторов - 4,8 тыс.
грузов - 823,8 тыс. т
Кроме того, перевезено 21,4 млн. т грузов, в том числе речным транспортом - 14,1, из них по Нижне-Волжскому бассейну 3,4 млн. т и морским транспортом 7,3 млн. т, в том числе 4,2 млн. т по Каспийскому морю.
По роду грузов (тыс. т):
Род груза | Речным транспортом | Морским транспортом |
Всего |
Боеприпасы и вооружение | 543,2 | 449,0 | 997,3 |
Материально-технические | 380,2 | 151,3 | 531,5 |
Продовольствие и фураж | 2523,1 | 597,0 | 3120,1 |
ГСМ | 4562,6 | 4756,0 | 9318,6 |
Интендантские | 2439,4 | 368,8 | 2808,2 |
Строительные и прочие материалы | 2890,3 | 255,1 | 3145,4 |
Трофейные | 820,4 | 733,8 | 1554,2 |
Всего | 14164,3 | 7311,0 | 21475,3 |
За четыре года более 19 тысяч налётов, сброшено около 250 тысяч бомб, повреждено и уничтожено 3175 паровозов, более 66000 вагонов, 375 искусственных сооружений, 5072 служебно-технических зданий, около 3000 стрелочных переводов, разрушено 1483,6 км пути и более 29000 проводо-километров железнодорожной связи.
На оккупированной территории СССР выведено из строя 27 магистральных линий и частично разрушено 8 линий, общей длиной 53432 км, из них разрушено 49276 км.
За время войны восстановлено:
Главные пути - 46956 км
Вторые пути - 3122 км
Станционные пути - 19195 км
Малые мосты и трубы - 11894 шт.
Большие и средние мосты 2020 штук, протяжённостью 202236 метров
Тоннели - 17, длиной 12965 метров
Водоснабжение - 1677 пунктов
Связь - 504322 проводо-километров
Депо - 181 на 1090 стойл
Гражданских и служебно-технических зданий - 1264786 куб. м
За пределами СССР из общей длины сети других стран в 84647 км под руководством ВОСО было восстановлено:
Главные пути - 32416 км
Вторые пути - 3779 км
Станционные пути - 11522 км
Малые мосты и трубы - 2404 шт.
Большие и средние мосты 892 штук, протяжённостью 83364 метров
Тоннели - 29, длиной 10625 метров
Водоснабжение - 956 пунктов
Связь - 234212 проводо-километров
Депо - 10 на 80 стойл
Гражданских и служебно-технических зданий - 134006 куб. м
Перешито на союзную колею (км):
Румыния - 595
Польша - 2510
Германия - 210
В пределах фронтов построено 2450 км новых дорог. Из них важнейшие - Кизляр-Астрахань, Сухуми-Бзыбь и Большой Московский обход.
Построено 1588 км новых узкоколейных дорог, восстановлено 1014 км. Перевезено по узкоколейным дорогам 318404 тонн грузов.
В 1941-1943 темп восстановления не превышал 3-4 км в сутки.
В 1944-1945 увеличился до 12 и более. В июне 1944 на 3-м Белорусском фронте за счёт использования штурмовой авиации и танковых частей (в частности на дороге Орша-Борисов) удалось предотвратить сильные разрушения. Дороги восстанавливались с темпом 25 км в сутки.
Пропускная способность восстановленных участков 5-6 пар поездов со скоростью 15-20 км в час.
Повышение пропускной способности до 12-15 пар достигалось примерно через месяц после открытия движения.
Такое неудовлетворительное положение явилось результатом того, что восстановление железных дорог в основном производилось за счёт наличия местных ресурсов, которые были ограничены вследствие разрушений.
Осуществлялась в основном местными силами. Частично эксплуатационными железнодорожными полками и военно-эксплуатационными отделениями НКПС.
Руководство работой осуществляли начальники ВОСО фронтов, уполномоченные ЦУП ВОСО при министерствах путей сообщения.
С декабря 1944 по декабрь 1945 на заграничных дорогах перевезено 1025622 вагона европейской колеи.
Для ПВО поездов в пути было сформировано 10 полков и 14 дивизионов ПВО, подчинённых органам ВОСО.
В 1942-43 эти части сопроводили до 500 воинских поездов.
За 1944-1945 прикрыто 28077 воинских поездов, отражено 2387 атак. Сбито и подбито 115 самолётов.
В 1941 к началу войны на железных дорогах подготовлено и оборудовано 112 пунктов, из них 92 стационарных и 21 подвижный.
К концу войны имелось 286 пунктов (209 стационарных, 34 подвижных, 43 штатных отделения военпродпунктов) и 191 отделение пунктов на вокзалах.
Обеспечены за войну довольствием 8179222 человека.
За время войны создано 1607 подвижных учреждений. Важнейшие из них:
Взводы ПВО по сопровождению воинских эшелонов | 638 |
Постоянные военно-санитарные поезда | 260 |
Временные военно-санитарные поезда | 137 |
Санитарные летучки | 150 |
Банно-прачечные и дезинфекционные поезда |
72 |
Подвижные артиллерийские мастерские |
18 |
Подвижные авиационные мастерские |
28 |
Дивизионы бронепоездов | 46 |
Бронепоезда ПБС | 96 |
Другие учреждения | 162 |
Занято 22273 единицы железнодорожного состава.
К началу войны в органах ВОСО было 2815 военнослужащих.
В ходе войны сформированы: этапно-заградительные комендатуры, военно-распределительные комендатуры, этапно-пересыльные пункты, аппараты уполномоченных ЦУП ВОСО на заграничных дорогах и другие органы.
К 1 января 1946 года - 32937 человек.
На 1 мая 1945 было 1430 органов ВОСО:
УпВОСО фронтов - 14
Отделов ВОСО армий - 66
Управлений Военных комендантов распорядительных станций - 51
Управлений Военных комендантов станций снабжения - 109
Отделов ВОСО округов - 14
Управлений начальников передвижени войск на ж. д. и водном транспорте - 61
Управлений военных комендантов ж.д. участков и станций - 603
заградительных комендатур - 226
Военно-продовольственных пунктов - 236
К концу войны 664213 автомобилей (рост в 2,5 раза) из них 73% грузовые. В автопарке 58% отечественных, 33% импортных, 9% - трофейных.
Потери за войну 351800 машин. Штатна численность парка к концу войны - 830017 штук. Наличие к началу войны - 272605, мобилизовано - 256179, производство - 150400, ввоз - 312600, трофеи - 60626.
Из конкретных данных - в 1941 под Москвой перевезены 1 дивизия и 5 бригад на 60-240 км. В апреле 1945 на 2-м Белорусском фронте переброшены одновременно три армии (49, 65, 70) на 350-400 км.
В июле-августе 1944 временно моторизованы 4 стрелковые дивизии 3-го Прибалтийского фронта.
Объём перевозок - 145 миллионов тонн. Проделанный путь - 3650 миллионов километров.
В среднем перевозка за один день 400000 тонн.
Из конкретных данных - в 1944 для народного хозяйства армейским автотранспортом перевезено 12 миллионов тонн грузов.
В начале войны ремонт производился в танковых, тракторных ремонтных батальонах, мастерских и заводах.
К началу 1943 коэффициент ходовых автомобилей понизился до 0,7.
Созданы автомобильно-ремонтные батальоны, мастерские и заводы. Количество капитальных ремонтов в 1943 на 60% больше, чем в 1942, средних - на 200%, капитальных ремонтов моторов - на 250%.
Всего за войну проведено - капитальных ремонтов машин - 512,5 тысяч, средних ремонтов - 1185,7 тысяч, капитальных ремонтов моторов - 323,4 тысяч.
Кроме того, с 1943 предприятиями НКО отремонтировано 22,3 тысячи машин дл народного хозяйства.
С началом войны поставки запчастей сократились. В 1943 предъявлено требование промышленности об увеличении выпуска запчастей. Организовано их производство на своих предприятиях.
В 1944 от промышленности получено запчастей на 116,5 миллионов рублей и электрооборудования на 62,7 миллиона рублей. Частями и предприятиями НКО изготовлено запчастей на 36 миллионов рублей и отремонтировано деталей на 133 миллиона рублей.
В учебных автополках и школах за войну подготовлено 241,5 тысяч водителей и 2500 ремонтников, автомехаников и складских работников.
Военно-автомобильными училищами и Высшей офицерской школой выпущено 47500 офицеров-автомобилистов.
Объём работ, выполненных дорожно-мостовыми частями за войну:
Построено дорог с каменным покрытием | 5049 км |
Построено дорог с деревянным покрытием | 9688 км |
Улучшено дорог добавками каменных материалов | 20254 км |
Отремонтировано дорог с разным покрытием | 71575 км |
Построено и восстановлено мостов | 682902 км (Видимо, п. м) |
Отремонтировано и усилено мостов | 448750 п. м |
Выполнено земляных работ | 28657000 куб. м |
Израсходовано камня, гравия, песка | 19242500 куб. м |
леса | 10066140 куб. м |
металлических изделий | 21423 т |
Работы дорожно-эксплуатационных частей:
Обслужено текущим ремонтом и эксплуатационным содержанием дорог | 343650 км |
Удовлетворено питанием военнослужащих | 30712700 чел |
Отремонтировано автомашин на пунктах технической помощи | 797100 |
Заправлено машин | 1985700 |
Загружено попутным грузом | 2251900 машин |
Обслужено банями и дезкамерами военнослужащих | 2124800 |
Обслужено раненых и больных военнослужащих на своих медпунктах | 1152700 |
Обслужено пунктами обогрева и отдыха | 3124700 |
К концу войны в дорожных войсках 220 тысяч человек.
На дорожных работах занято 9900 автомашин, 2500 тракторов, 50000 лошадей.
За время войны израсходовано 13358,7 тонн ГСМ, в том числе:
Годы | Расход за год | Среднемесячный расход |
1941 (с 22 июня) | 1679,5 | 266,6 |
1942 | 2662,1 | 221,8 |
1943 | 3261,1 | 271,8 |
1944 | 3846,3 | 320,5 |
1945 (за 5 месяцев) | 1909,7 | 381,9 |
За всё время войны | 13358,7 | 282,4 |
Расход по сортам (тысяч тонн):
Высокооктановые авиабензины | 2998,4 |
Низкооктановые бензины | 1483,0 |
Автомобильный бензин | 5750,1 |
Дизельное топливо | 911,1 |
Керосин и лигроин | 1103,9 |
Авиамасла | 325,7 |
Автотракторные масла | 370,7 |
Прочие продукты (нефть, мазут, спирты, Р-9, Р-20) | 415,8 |
Итого | 13358,7 |
Расход по кампаниям (тысяч тонн):
Кампания | Всего | В том числе авиабензины |
Хасанская | 8,5 | 3,1 |
Халхин-Гольская | 86,7 | 30,6 |
Польская | 73,5 | 13,2 |
Финская | 215,1 | 57,6 |
Великая Отечественная | 13358,7 | 4481,4 |
Японская | 180,0 | 49,3 |
Расход по отдельным операциям:
Операция |
Высокооктановые бензины | Автобензин | Дизтопливо | |||
Всего тонн | Среднемесячный расход в заправках | Всего тонн | Среднемесячный расход в заправках | Всего тонн | Среднемесячный расход в заправках | |
Зимнее наступление под Москвой (декабрь 1941- февраль 1942) | 30315 | 17,9 | 133692 | 9,7 | 7719 | 3,3 |
Сталинградская операци (ноябрь 1942 - февраль 1943) | 48099 | 7,4 | 158094 | 6,4 | 23910 | 3,7 |
Летнее наступление 1943 (июль - октябрь) | 125883 | 10,9 | 317338 | 6,4 | 43972 | 2,3 |
Летнее наступление 1944 в Белоруссии (июль-август) | 74682 | 9,0 | 190513 | 7,6 | 22241 | 2,9 |
Ясско-Кишинёвска операция (август-октябрь 1944) | 17655 | 5,8 | 67622 | 6,1 | 11355 | 2,8 |
Зимнее наступление 1945 в Польше и Германии (январь-май) | 151841 | 7,2 | 461010 | 5,9 | 70764 | 2,7 |
С августа 1942 фронтам и округам стали устанавливать лимиты расхода. Это привело к снижению среднемесячных расходов:
За 1941 | 266,6 |
январь - июль 1942 | 233,3 |
август 1942 - май 1943 | 220,7 |
При этом вес заправки действующей армии возрастал (тонн):
Сорта горючего | На 1 января 1942 | На 1 августа 1942 | На 1 мая 1943 | На 1 июня 1944 | На 1 мая 1945 |
Высокооктановые авиабензины | 1567 | 2641 | 3389 | 5544 | 6420 |
Низкооктановые авиабензины | 1363 | 2362 | 2193 | не указано | не указано |
Дизтопливо | 1874 | 3301 | 4760 | 5293 | 7872 |
Автобензин | 9974 | 12228 | 14467 | 19087 | 27096 |
С ростом технической оснащённости среднемесячные расходы выросли:
За июнь 1943 - май 1944 | 289,0 |
За июль 1944 - декабрь 1944 | 351,6 |
За январь 1945 - май 1945 | 381,9 |
В том числе апрель 1945 | 439,1 |
Получено НКО по импорту (тысяч тонн):
Годы | Всех ГСМ | В том числе изооктан. Б-100 и Б-95 |
С начала войны по май 1943 | 200,3 | 183,4 |
С июня 1943 по май 1944 | 290,2 | 283,0 |
С июня 1944 по май 1945 | 753,7 | 703,7 |
Итого | 1244,2 | 1170,1 |
Завоз по сортам (тысяч тонн):
Изооктан и прочие высокооктановые компоненты | 456,8 |
Б-100 | 608,9 |
Б-95 | 104,2 |
Автобензин | 12,9 |
Солярка | 1,3 |
Авиамасло | 42,0 |
Автол | 0,6 |
Продукт Р-9 | 6,3 |
Этиленгликоль | 10,8 |
Присадки к маслам | 0,4 |
Работа нефтеперегонных заводов в Плоешти восстановлена через 3-4 дня после занятия.
С сентября 1944 по май 1945 из Румынии, Польши, Чехословакии и Венгрии получено:
Всего | 816,5 |
авиационного бензина | 82,8 |
автобензина | 615 |
дизельного топлива | 98,3 |
С ростом материальной части авиации начал резко ощущаться недостаток высокооктановых авиабензинов. В апреле 1943 в Реутово организована база изготовлени высокооктановых авиабензинов смешением импортных и отечественных компонентов.
Затем организованы базы в Харькове (Лосево), Батраках, Плоешти и Житомире. Кроме того, смешение производилось на фронтах и в Батуми.
Всего до 1.6.45 изготовлено 1118,3 тысяч тонн высокооктановых авиабензинов.
Объёмы работы (тысяч тонн):
Годы | Израсходовано компонентов | Получено авиабензинов | |||||
Наоктан и прочие в/о компоненты | Б-100 | Низкооктановые компоненты | Б-100 | Б-78 | Б-74 | Всего | |
1943 | 48,9 | 28,8 | 112,3 | - | 161,0 | 29,0 | 190,0 |
1944 | 170,3 | 77,1 | 389,5 | - | 559,5 | 77,7 | 637,2 |
1945 (до 1.6) | 73,1 | 51,8 | 166,2 | 1,2 | 277,5 | 12,4 | 291,1 |
Итого | 292,3 | 158,0 | 668,0 | 1,2 | 998,0 | 119,1 | 1118,3 |
Изготовление по базам (тысяч тонн):
Реутово | 454,7 |
Батраки | 206,9 |
Харьков | 338,9 |
Житомир | 13,5 |
Прочие пункты | 104,3 |
Всего | 1118,3 |
За счёт этого сокращена нагрузка на железнодорожный транспорт примерно на 8 миллиардов тонно-киломеиров.
Производство высокооктановых авиабензинов на базах НКО и промышленностью:
Годы | Изготовлено, тыс. т | Удельный вес, % | ||||
Всего | В том числе | Всего | В том числе | |||
МВС | Нефтяная промышленность | МВС | Нефтяная промышленность | |||
1943 (с 1.4) | 594,8 | 190,0 | 404,8 | 100 | 32,6 | 67,4 |
1944 | 1060,2 | 637,2 | 423,0 | 100 | 60,1 | 39,9 |
1945 (до 1.6) | 426,9 | 291,1 | 135,8 | 100 | 67,6 | 32,4 |
Примечание по материалам из "Самолетостроение в СССР 1917-1945 гг." ЦАГИ 1992 - т.1, 1994 - т.2
К началу войны были созданы бензины Б-70, Б-74 и Б-78. С применением тетраэтила свинца (продукт Р-9) они имели октановые числа - 3Б70 (3 куб. см Р-9 на 1 л бензина) - 87, 3Б74 - 91, 4Б78 - 93. Во втором томе утверждается, что бензин Б-78 получен к середине войны, что позволило выпускать топлива с октановым числом до 95-97, а к концу войны до 100.
В документе по перегонке автомашин через Иран указано, что их следует заправлять смесью из 20% КБ-70 и 80% атобензина.
Выработано на отечественных заводах за войну - 7712,8 тыс. тонн автобензина, поступило на снабжение армии (без поступления из Румынии, Венгрии и др. источников), израсходовано войсками 5750,1 тыс. тонн.
Общий расход автобензина с учётом передачи другим армиям, боевых потерь и т.д. - 6052,8 (более74% выработки).
Обеспечение Красной Армии дизельным топливом, керосином и лигроином ресурсами производства не лимитировалось.
Состояние запасов (включая ресурсы УСГ в пунктах погрузки и перевалки горючего):
Сорта горючего | На начало войны, тыс. тонн | На конец войны | |
В тыс. тонн | В % к началу войны | ||
Авиабензины всех сортов | 537,6 | 722,8 | 135 |
Автобензин | 587,0 | 267,5 | 46 |
Дизтопливо | 129,6 | 113,7 | 88 |
Лигроин и керосин | 115,1 | 110,2 | 95 |
Итого | 1369,3 | 1214,2 | 84 |
В конце 1942 создана центральная мастерска УСГ.
За время войны она изготовила:
Цистерны облегчённые ёмкостью 10 куб .м | 1016 шт. |
Насосы ручные типа "Ливер" | 9924 шт. |
Котлы "КДП" для разогрева масел | 393 шт. |
Коллекторы полевые | 63 компл. |
Насосы 2НБС | 340 шт. |
Задвижки "Лудло" | 2152 шт. |
Пробки для бочек | 145056 шт. |
Вёдра мерные | 72656 шт. |
Воронки | 81316 шт. |
Проведено капитальных ремонтов:
БПС | 157 шт. |
БМП | 120 шт. |
Регустановок | 43 шт. |
Железных бочек | 15667 шт. |
Окружными ремонтными мастерскими капитально отремонтировано:
Стационарных ёмкостей на нефтебазах и складах ГСМ | 250000 куб. м |
Подвижных ёмкостей | 6500 шт. |
Железных бочек | 26500 шт. (или 265000?) |
Бензоперекачивающих станций и бензомотопомп | 465 шт. |
Движение технического имущества за 1942-1945 годы (штук):
Наименование имущества | Наличие на 1.1.1942 | Поступило в 1942-1945 | Всего | |||
По импорту | От промышленности | Трофеи | Итого | |||
Бочки железные | 259451 | 626095 | 5900 | 466963 | 4098963 | 1358419 |
Бидоны | 473886 | 155000 | 729429 | 837803 | 4222232 | 1696118 |
Воронки | 297500 | - | 657604 | 5334 | 862938 | 660438 |
Мерники | 201921 | - | 819237 | 13862 | 833099 | 535020 |
Насосы ручные бензиновые | 15288 | - | 7318 | 1493 | 8811 | 24099 |
Насосы маслораздаточные | 2177 | - | 2940 | 529 | 3469 | 5646 |
БПС | 399 | - | 649 | - | 649 | 1048 |
МПС | 704 | - | 878 | 173 | 1051 | 1755 |
Контейнеры КП-2 | 18174 | - | 846 | 2250 | 2996 | 21070 |
Заготовлено и израсходовано за врем войны (тысяч):
Наименование имущества |
Заготовлено |
В том числе импорт |
Израсходовано |
Шинели | 36580 | - | 38091 |
Гимнастёрки х/б | 76768 | - | 73151 |
Шаровары х/б | 64064 | - | 60180 |
Рубахи нательные | 120790 | 343,5 | 117200 |
Кальсоны нательные | 119804 | 419,0 | 118722 |
Обувь кожаная | 67926 | 12501,5 | 63793 |
Плащ-палатки-накидки | 14669 | - | 17062 |
Шлемы стальные | 11405 | 638,4 | 14540 |
Ремни поясные | 35010 | 1725,5 | 31279 |
Вещевые мешки | 36851 | - | 33818 |
Котелки | 27260 | - | 27602 |
Шапки-ушанки | 24125 | - | 18009 |
Полушубки | 3767 | - | 2119 |
Телогрейки ватные | 19147 | - | 19333 |
Шаровары ватные | 21572 | - | 19569 |
Валенки | 14820 | - | 11074 |
Ремонтировалось ежегодно тёплых вещей (вагонов):
1942 | 10618 |
1943 | 15961 |
1944 | 13305 |
Всего за войну отремонтировано (включа текущий ремонт в войсках) (тысяч):
Наименование имущества |
Заготовлено |
Шинели | 17179 |
Гимнастёрки х/б | 32993 |
Шаровары х/б | 28618 |
Белья тёплого и нательного | 57438 |
Обувь кожаная | 61424 |
Шапки-ушанки | 31061 |
Полушубки | 7626 |
Телогрейки ватные | 17372 |
Шаровары ватные | 23702 |
Валенки | 20638 |
За счёт ремонта расход в год на одного человека был меньше, чем в 1914-1918:
Наименование имущества |
В Великой Отечественной войне |
В мировой войне 1914-1918 |
Шинели суконные, куртки ватные | 0,95 | 1,16 |
Гимнастёрки суконные и х/б | 1,68 | 2,43 |
Шаровары суконные и х/б | 1,38 | 2,5 |
Обувь | 1,5 | 2,5 |
Телогрейки | 0,33 | 0,75 |
Шаровары ватные | 0,33 | 0,75 |
Во второй период войны передано народному хозяйству вещевого имущества (табельного, нетабельного, отремонтированного) на 1095 млн. рублей. Впоследствии передано ещё на 703 500 тыс. рублей.
Силами Красной Армии на территории СССР заготовлено зернопродуктов 3529600 тонн, из них сдано Министерству заготовок 1665600 тонн. Заготовлено мясопродуктов 105800 тонн, картофеля и овощей 9400000 тонн. Силами войсковых частей скошено и обращено на довольствие конского состава 4471000 тонн сена, что обеспечило 75% потребности армии и дало экономию 1100 миллионов рублей.
За счёт подсобных хозяйств получено на плановое довольствие - картофеля и овощей - 1537000, мясопродуктов - 8000, рыбы - 17000 тонн.
Изготовлено 450 тысяч бочек для квашеных и солёных овощей.
Изготовлено 456 походных мельниц производительностью 2800 тонн в сутки, за счёт реализации зерна в местах расположения войсковых частей сэкономлено 65-70 тысяч вагонов в год.
На территории иностранных государств силами армии заготовлено:
Зернопродуктов | 3114000 тонн |
Мясопродуктов | 291000 тонн |
Рыбопродуктов | 14000 тонн |
Жиров | 18000 тонн |
Сахара | 28000 тонн |
Табака | 17000 тонн |
Картофеля и овощей | 2220000 тонн |
Спирта | 14500000 литров |
Маслосемян | 19000 тонн |
Взято трофеев:
Зернопродуктов | 2259000 тонн |
Мясопродуктов | 430000 тонн |
Рыбопродуктов | 10000 тонн |
Жиров | 30000 тонн |
Сахара | 390000 тонн |
Табака | 16000 тонн |
Картофеля и овощей | 988000 тонн |
Спирта | 20000000 литров |
Маслосемян | 35000 тонн |
Всего на территории иностранных государств заготовлено и захвачено трофеев на сумму свыше 33 миллиардов рублей.
Из заготовленного и захваченного продовольствия вывезено в СССР:
Зернопродуктов | 347000 тонн |
Мясо | 94000 тонн |
Сахара | 188000 тонн |
Табака | 14000 тонн |
Спирта | 20000000 литров |
Перегнано в СССР племенного скота дл народного хозяйства: крупного - 527 тыс. голов, мелкого - 136 тыс. голов.
Всего вывезено продукции на территорию СССР на сумму свыше 14 миллиардов рублей.
Передано из запасов Красной Армии (тонн):
Зернопродуктов | 572000 |
Мяса | 60000 |
Сахар | 90000 |
Жиров | 3000 |
Картофеля и овощей | 145000 |
Соли | 15000 |
К началу войны в Красной Армии было (тысяч штук):
Повозки и двуколки | 264,5 |
Упряжь обозная | 394,1 |
Сёдла | 507,4 |
Хлебопечи разные | 3,6 |
Кухни пехотные и кавалерийского образца | 49,2 |
Кухни на автошасси | 12,3 |
Термосы 12-литровые | 57,9 |
Сани | 13,1 |
Это обеспечивало потребность, за исключением кухонь на автошасси, термосов и хлебопечей.
Из народного хозяйства изъято 419,7 тысяч повозок с упряжью.
Заготовлено с июня 1941 по июнь 1945 (тысяч штук, комплектов):
Наименование предметов | Централизованные заготовки | Децентрализованные заготовки | Итого |
Повозки разные | 178,9 | 21,1 | 200,0 |
Упряжь | 628,8 | 20,6 | 649,4 |
Сёдла | 407,8 | 42,7 | 450,5 |
Хлебопечи разные | 14,9 | 1,2 | 16,1 |
Кухни пехотные и кавалерийского образца | 30,3 | 7,0 | 37,3 |
Кухни на автошасси | 18,4 | 0,1 | 18,5 |
Кухни очажные | 25,2 | 13,0 | 38,2 |
Термосы | 358,5 | 31,0 | 390,4 |
Сани | 512,0 | 156,1 | 668,1 |
Из заготовленного имущества отпущено войскам:
Повозки разные | 161,2 |
Упряжь | 466,9 |
Сёдла | 422,6 |
Хлебопечи разные | 14,6 |
Кухни пехотные и кавалерийского образца | 31,8 |
Кухни на автошасси | 18,3 |
Кухни очажные | 24,9 |
Термосы | 359,9 |
Сани | 453,3 |
Расход имущества (тысяч штук, комплектов):
Наименование предметов | Боевые потери | Износ | Итого |
Повозки и двуколки | 486,3 | 146,9 | 633,2 |
Упряжь | 650,9 | 345,0 | 995,9 |
Сёдла | 585,2 | 98,0 | 683,2 |
Хлебопечи | 5,7 | 6,9 | 12,6 |
Кухни пехотные и кавалерийского образца | 46,1 | 13,8 | 59,8 |
Кухни на автошасси | 13,6 | 2,5 | 16,1 |
Кухни очажные | 10,6 | 7,8 | 18,4 |
Термосы | 217,1 | 93,2 | 310,3 |
Сани | 157,2 | 282,0 | 439,2 |
С 22.6.1941 по 1.5.1945 отремонтировано средним и капитальным ремонтом:
Наименование предметов | Войсковыми частями | Армейскими, фронтовыми и окружными мастерскими | Гражданскими предприятиями | Итого |
Повозки и двуколки | 956,5 | 302,3 | 31,2 | 1290,0 |
Упряжь | 803,0 | 420,2 | 16,2 | 1239,4 |
Сёдла | 166,9 | 214,4 | 9,4 | 390,7 |
Хлебопечи | 7,1 | 2,3 | 0,1 | 9,5 |
Кухни походные | 113,5 | 69,3 | 5,2 | 193,0 |
Сани | 414,5 | 250,4 | 18,6 | 683,5 |
В 1944 начата передача Центросоюзу саней и упряжи для обеспечения хлебозакупок. Затем ряд постановлений о передаче обозно-хозяйственного имущества народному хозяйству.
Всего передано (тысяч штук, комплектов):
Повозки | 252,4 |
Упряжь | 556,7 |
Сёдла | 232,2 |
Кухни разные | 51,5 |
Сани | 226,0 |
Конкретных данных не приведено.
В пункты вывода соединений заблаговременно подавалось имущество. В частности вещевое имущество (% к полной штатной потребности):
Головные уборы | 35-50 |
Шинели | 20-30 |
Гимнастёрки х/б | 25-35 |
Шаровары х/б | 30-40 |
Нательное бельё | 40-60 |
Обувь | 30-40 |
Телогрейки и шаровары ватные | 15-20 |
Общий объём материальных средств по линии ГЛАВТУ и УОХС ГИУ КА, на восстановление соединей:
Автомобилей | 333197 шт. |
Повозок | 121383 шт. |
Упряжи | 234721 компл. |
Сёдел | 171474 компл. |
Хлебопечей | 11048 шт. |
Кухонь походных | 53175 шт. |
Маршевые пополнения обеспечивались из расчёта на каждого красноармейца - головной убор (по сезону), гимнастёрка, шаровары, шинель, обувь кожаная, бельё нательное - 2 пары, портянки - 2 пары, ремень поясной, мешок вещевой, сумки патронные - 2 штуки, котелок - 1 на двух человек.
В зимнее время дополнительно выдавалось - телогрейка ватная, шаровары ватные, бельё тёплое, портянки тёплые - 2 пары, перчатки и валенки.
Выделено вещевого, обозно-хозяйственного, квартирного, автомобильного, дорожного, медицинского и ветеринарного имущества, кухонной и столовой посуды, продфуража - 1631376 тысяч рублей.
Из них на формирования (тысяч рублей):
Польские | 1265391 |
Чехословацкие | 119508 |
Югославские | 63925 |
Румынские | 46535 |
Болгарские | 21891 |
Венгерские | 54668 |
Австрийские | 59450 |
Железные дороги полностью перерезаны 29 августа 1941 года.
По водному пути с 10 октября по 7 декабр доставлено (тонн):
Продовольствия | 44585 |
Боеприпасов | 6208 |
ГСМ | 5712 |
Прочих грузов | 2368 |
Всего | 58873 |
15 ноября Военный Совет выделил дл перевозки продовольствия 30 транспортных самолётов. Затем их количество доведено до 50.
С 14 по 28 ноября в среднем в сутки доставлялось по воздуху 100-150 тонн, в том числе: масло, консервы и концентраты.
С 29 ноября 1941 по 21 апреля 1942 по веонно-автомобильной дороге доставлено 361109 тонн (22795 вагонов) грузов. В том числе (тонн):
Продовольствия и фуража | 270876 |
Боеприпасов и ВВ | 31910 |
ГСМ | 34717 |
Угля | 22818 |
Прочих грузов | 888 |
Всего | 361109 |
Вместе с продовольствием перевезено 8 тонн рыбьего жира, 86 тонн витамина "С", 102 тонны витаминного сока, 21 тонна витаминной карамели, альбумин, глюкоза и другие лечебно-укрепляющие средства. Перевезено 1546 тонн подарков войскам и населению.
С декабря 1941 по 14 апреля 1942 эвакуировано:
Гражданского населения | 447265 |
Военнослужащих | 17120 |
Больных и раненых | 9283 |
Спецпереселенцы и заключённые | 40401 |
Итого | 514069 |
Промышленного оборудования | 3677 вагонов |
Медицинского имущества | 200 тонн |
К весне 1942 созданы для фронта и населени 2-х месячные неприкосновенные запасы и переходящие запасы на 6-8 дней.
За период с 24 мая по 3 декабря доставлено 705000 тонн грузов, в том числе (тонн):
Продовольствия | 352284 |
Боеприпасов и вооружения | 88605 |
ГСМ (без подачи трубопроводом) | 117767 |
Угля | 108756 |
Военно-технического имущества | 33957 |
Прочих грузов | 3931 |
Всего | 705300 |
Кроме того, перевезено скота (голов):
крупного рогатого | 4186 |
разного мелкого | 7723 |
лошадей | 4388 |
Итого | 16297 |
17 июня 1942 введён в строй трубопровод, по нему доставлено 32648 тонн ГСМ.
Впервые проведена массовая доставка пополнений - 289827 человек.
Эвакуировано на восточный берег:
Гражданского населения | 300000 |
Больных и раненых | 41866 |
По ледовой трассе доставлено (тонн):
Продовольствия и фуража | 114652 |
Боеприпасов и вооружения | 58804 |
ГСМ (без подачи трубопроводом) | 5073 |
Угля | 18603 |
Военно-технического, интендантского, санитарного имущества и имущества народного хозяйства | 11903 |
Почта и посылки | 1420 |
Всего | 210455 |
Перекачано по трубопроводу 8445 тонн ГСМ.
Отправлено на западный берег:
живого скота | 99 |
лошадей | 12368 |
автомашин | 1431 |
Доставлено на пополнение 133144 человек.
Эвакуировано 88932 человека и 10126 тонн грузов.
6 февраля 1943 начала работать железна дорога по южному берегу Ладожского озера.
С сентября 1941 по март 1943 доставлено:
Продовольствия и фуража | 784464 |
Боеприпасов и вооружения | 185527 |
ГСМ (включая подачу трубопроводом) | 204361 |
Угля | 105177 |
Прочих грузов | 56013 |
Скота разного (живого) | 12011 голов |
Лошадей | 16756 голов |
Автомашин | 1431 |
Эвакуировано 944867 человек.
В 1941-1942 из угрожаемых районов обеспечены помещениями в тыловых округах 120 военно-учебных заведений (в том числе все военные академии), 80 ремонтных баз и складов НКО, 39 запасных стрелковых дивизий, 108 линейных дивизий, 65 дивизий, отведённых на переформирование, 16 резервных армий, более 200 госпиталей и более 100 учреждений НКО.
В САВО размещены формирования польской армии с отводом для неё до 80000 кв. м жилплощади.
В Бузулуке размещены формировани чехословацкой армии.
Оборудованы привокзальные общежития на 15000 человек.
В Москве проведено рассредоточенное размещение центральных управлений НКО.
В тыловых округах для нужд КА отведено более 35 миллионов куб. м зданий.
Размещено более 3 миллионов человек войсковых соединений (дивизий и армий), не считая госпиталей, вузов и учреждений НКО.
Во втором периоде войны расквартированы возвращаемые из эвакуации учреждения НКО, военные академии, военно-учебные заведения, запасные части и пр.
В 1943 восстановлены здания для 9 суворовских училищ и в 1944 - 6 суворовских училищ.
С начала войны развёрнуто строительство земляночных городков, давшее возможность разместить 1950 тысяч человек.
Приспособлено зданий для госпиталей на 1388 тысяч коек. Оборудованы дезкамеры на 113800 комплектов, бани и прачечные.
Проведено строительство однополосных и оперативных аэродромов стоимостью более 900 миллионов рублей.
Построено более 1300 тысяч кв. м хранилищ складов.
Для ремонтных заводов и мастерских ВВС, ГАУ и ГВТУ построено и реконструировано 278 тысяч кв. м площади цехов.
Построены убежища I и II категории дл управлений НКО, штабов и госпиталей.
По специальным заданиям правительства построены спецхранилища ГВХУ, мастерские химчистки, радиопеленгаторные станции ВВС, НИИЭГ в Кирове, перестройка зданий МИСИ дл НК ВМФ, продолжение строительства Центрального дома НКО, надстройка 1-го дома НКО и др.
В 1943 построено 47 овощных баз в семи областях СССР ёмкостью 129 тысяч тонн. В 1944 на освобождённой территории построено 75 овощных баз ёмкостью 230 тысяч тонн.
На фронтах проведено строительство дл госпиталей, штабов и войсковых частей на общую сумму до 300 миллионов рублей, в том числе:
1941 | 71 |
1942 | 58 |
1943 | 75 |
1944 | 85 |
Выполнено по заданиям НКО восстановительных работ на 72 миллиона рублей (в том числе санатории в Крыму и берего-укрепительные работы в сочинском санатории имени Ворошилова).
Всего за 1941-1944 сумма плановых ассигнований по строительству НКО составляет 4684 млн. рублей, из них выполнено работ на сумму 3842 млн. рублей, в том числе по необоронительному строительству - 2660 млн. рублей.
За 3 года и 9 месяцев введено:
Землянок | 1955 тыс. мест |
Хранилищ | 1305 тыс. кв. м |
лечебные заведения | 1388 тыс. коек |
кухни-столовые | 2247 тыс. обедов |
жилые дома дл офицерского состава | 516 тыс. кв. м |
жилые дома дл красноармейцев | 482 тыс. кв. м |
Обеспечение проводилось снабжением из центра, заготовками на местах, сбором трофеев.
Общие итоги:
Наименование материалов | Централизованное снабжение | Самозаготовки | Трофеи | Всего |
Лес круглый - тыс. куб. м | 375 | 1600 | 11 | 1986 |
Лес пиленый - тыс. куб. м | 207 | 152 | 16 | 375 |
Фанера - куб. м | 6150 | 590 | 400 | 7140 |
Цемент - т | 13770 | 2080 | 4400 | 20250 |
Гвозди - т | 900 | 1050 | 1300 | 3250 |
Проволока - т | 30 | 110 | 470 | 610 |
Кровельное железо - т | 850 | 1220 | 90 | 2100 |
Рулонные материалы - рулонов | 18400 | 1650 | 45050 | 65100 |
Стекло - тыс. кв. м | 578 | 280 | 284 | 1142 |
Заменители стекла - тыс. кв. м | 248 | - | - | 248 |
В 1941 введены нормы расхода военного времени. Затем в связи с оккупацие Донбасса и трудностями с перевозками они были снижены на 10-12%. Указано на необходимость перехода на местные виды топлива (торф, саксаул, камыш и пр.) и развитие заготовок.
Во 2-м полугодии 1941 округами и фронтами заготовлено 1700 тысяч куб. м дров. Данные по поставкам топлива и заготовке дров за последующее время (тысяч кубометров):
1942 | 1943 | 1944 | |
Самозаготовки | 12132 | 17972 | 18000 |
Заготовки промышленностью | 6178 | 2805 | 685 |
В 1943 организован самовывоз каменного угл и самостоятельная разработка угольных шахт. В 1943 получено около 70 тысяч тонн, в 1944 - 511 тысяч тонн.
Данные за войну (тысяч штук):
Наименование | Централизованные заготовки | Заготовка на местах | ||||
1941 | 1942 | 1943 | 1944 | Всего | ||
Электрические лампы | 459 | 436 | 512 | 429 | 1886 | 135 |
Керосиновые лампы | 107 | 290 | 376 | 314 | 1088 | 215 |
Стёкла | 830 | 342 | 918 | 618 | 2709 | 355 |
Горелки | - | - | 433 | 93 | 506 | - |
Фонари | 56 | 70 | 120 | 107 | 353 | 178 |
Свечи - тонн | 395 | 110 | 20 | 292 | 816 | 277 |
Отправлено за войну для фронтов и округов:
1941 | 1942 | 1943 | 1944 | Всего | |
Чугунных печей - тыс. шт. | 80 | 74 | 61 | 16 | 231 |
Котлов - тыс. литров | 20080 | 11270 | 5720 | 1760 | 38800 |
За 1943-1944 изготовлено (штук): табуретов - 153200, стульев - 30350, столов разных - 26400, столов канцелярских - 6930, скамеек - 9120, тумбочек - 4830, шкафов - 1010, досок классных - 420.
Заготовка и отправка на фронт кроватей дл госпиталей (штук):
1941 | 1942 | 1943 | 1944 | Всего |
219500 | 106000 | 95300 | 26000 | 446800 |
За время войны возвращено в строй 77,5%, уволено в отпуск 2,1%, уволено в запас - 13,9% раненых. Смертность - 6,5%. Возврат в строй больных - свыше 85%.
Доставлено фронтам свыше 1700000 литров крови.
Через ветеринарные лазареты прошло 3555764 раненых и больных лошадей (стационарно-больных - 2235894, амбулаторно-больных - 1319870). Кроме того, находилось на лечении 108378 трофейных и бесхозных лошадей.
Возращено в строй 2147494 стационарно-больных лошадей (91,59%), и все амбулаторно-больные - 1319870.
Распределение стационарной заболеваемости по группам болезней:
Поступило | Возвращено в строй | % выздоровления | |
Хирургические (боевые повреждения, эксплуатационные болезни) | 1395289 | 1227169 | 91,53 |
Терапевтические (внутренние заразные болезни) | 383309 | 368202 | 96,08 |
Заразные болезни | 286148/108378 | 376146 | 95,3 |
Истощение | 171148 | 125977 | 73,6 |
Всего | 2235894/108378 | 2147494 | 91,59 |
В знаменателе - трофейные и бесхозные лошади.
За войну зарегистрировано - сапа - 2510 случаев, инфекционной анемии - 4887, чесотки - 109157.
За 1944-1945 обследовано перед передачей в народное хозяйство:
крупного рогатого скота | более 700 000 голов |
овец | более 100000 голов |
лошадей | более 600000 голов |
За войну изготовлено: подков - 8682830 штук, шипов - 405343 штук, подковных гвоздей - 37 тонн, ковочного инструментария - 36 тысяч комплектов, рашпилей копытных - 26 тысяч штук.
Призвано в армию 6507 ветеринарных врачей и 10290 фельдшеров. Военно-Ветеринарной академией подготовлено 1126 врачей. Военно-фельдшерским училищем выпущено 1839 ветфельдшеров.
На фронтовых и центральных сборах подготовлено специализацией хирургов - 500, эпизоотологов - 500, терапевтов - 400.
Со 2 марта 1945 по 2 марта 1946 вынесено 986 постановлений ГКО и СНК о демонтаже 4389 предприятий, из которых полностью демонтировано 3699 и отгружено 2602.
Страны | Подлежало демонтажу | Демонтировано | Отгружено |
Германия | 2885 | 2195 | 1038 |
Польша (немецкая Силези и др.) | 1137 | 1137 | 1137 |
Австрия | 206 | 206 | 206 |
Венгрия | 11 | 11 | 11 |
Чехословакия | 54 | 54 | 54 |
Маньчжурия | 96 | 96 | 96 |
Итого | 4389 | 3699 | 2602 |
Из числа отгруженных прибыло в СССР - 1644, из них в места назначения - 1365.
За год работы отгружено (вагонов):
Страна | Оборудование | Металл | Народно-хозяйственное имущество | Всего |
Германия | 118094 | 5870 | 439 | 123903 |
Польша | 115116 | 9700 | 9620 | 134436 |
Австрия | 25421 | 3236 | 142 | 28799 |
Венгрия | 2537 | 1474 | 1702 | 5713 |
Чехословакия | 7311 | 415 | - | 7726 |
Финляндия | - | - | 771 | 771 |
Маьчжурия | 20746 | - | - | 20746 |
Всего - вагонов | 289225 | 20195 | 12674 | 332094 |
Всего - тонн | 4005647 | 412254 | 216012 | 4633913 |
Из общего количества отгружено:
Вагонов | Тонн | |
по железной дороге | 283574 | 3993553 |
водным транспортом | 35103 | 585641 |
автотранспортом | 3417 | 54719 |
Из числа отгруженных вагонов прибыло к месту назначения 186916, выгружено на центральных базах МВС для временного хранения 75773, находятся в пути 41900, на отстое - 17505 вагонов.
Ущерб СССР по сообщению Чрезвычайной Государственной комиссии от 13.9.1945 | Демонтировано и вывезено с трофейных предприятий за год | |
Электростанций | 61 - мощностью 5000000 квт | Демонтировано 100 мощностью 5100000 квт, отгружено - 92 мощностью 4227000 квт |
Заводов чёрной металлургии | 37 - производительностью в 8000000 проката | 29 - 6126500 тонн |
Металлорежущих станков | 175000 шт. | 214300 шт. |
Электромоторов | 239000 шт. | 136381 шт. |
Общая стоимость отгруженного оборудования исчисляется в 2 млрд. долларов (около 10 миллиардов рублей).
Отгружено металла на сумму более 1 миллиарда рублей в государственных ценах СССР, в том числе чёрных металлов - 252520 т, цветных металлов - 142655 т, метизов - 7583 т, драгоценных металлов - 174 т, ртути - 1.028 тонн (непонятно - 1,028 или 1028?) и т.д.
Кроме того отгружено народнохозяйственного имущества: сельхозинвентаря - 8649 вагонов, рельс узкой колеи - 2981 километров, сахара - 117611 тонн и др.
В течении марта, апреля и мая 1946 из Германии в СССР отгружено железнодорожным транспортом - 88060 вагонов и водным транспортом - 60838 вагонов.
Остаток невывезенного из Германии оборудования на 1 июня 1946 по вынесенным решениям и демонтаже до 1 мая 1946 составляет 119881 вагон или 1558453 тонны. (Здесь в публикации отмечен пропуск)
Ничего конкретного
Подпись - исп. Миловский
ЦАМО РФ, ф. 67, оп. 12020, д. 19, л. 1-59. Подлинник