Назад Список документов

Из итогов работы тыла в период Великой Отечественной войны

Взято из "Русский архив: Велика Отечественная. Тыл Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. Т. 25(14)" М. 1998. Документ № 360. "Из итогов работы тыла в период Великой Отечественной войны". 26 июня 1946 г.

Выбраны, в основном, количественные характеристики.

А. Органы военных сообщений.

Объём централизованных перевозок - 9305257 вагонов. Без учёта перевозок импортных грузов, трофейного имущества и внутрифронтовых перевозок.

Мобилизация

1579 эшелонов - 58401 вагон.

Оперативные перевозки

С 22 июня 1941 по 9 мая 1945:

Год

Перевезено

Средняя погрузка в месяц (вагонов)

эшелонов

вагонов

1941 20373 984616 164103
1942 22486 858117 71510
1943 22645 917387 76488
1944 33078 1220385 100865
1945 7649 299022 52750

Итого

107231 4269527 -

Снабженческие перевозки

Объём перевозок централизованного планирования - 4970000 вагонов (53% воинских перевозок по централизованному плану).

Удельный вес перевозок снабжения к общему объёму перевозок (%):

 

1941 18
1942 56
1943 58
1944 59
1945 70

Распределение по роду грузов (%):

Род груза Вагонов %

В том числе непосредственно для фронтов (вагонов)

Боеприпасы 1435606 29,2 437358
Вооружение, технические и интендантские грузы 1173007 23,5 223085
ГСМ 1386016 27,9 715436
Продовольствие и фураж 976101 19,4 556391

Санитарная эвакуация

Было сформировано: постоянных военно-санитарных поездов - 260, временных ВСП - 137, санитарных летучек - 300.

В 1941 использовалось 272 ВСП.

За последующие годы:

Годы

Погружено ВСП
В течение года в среднем за месяц
1942 3344 279
1943 2382 182
1944 3028 252
1945 1490 269

Скорость движения гружёных ВСП в среднем в сутки от 250 до 300 км, порожних - 150-200 км.

Водные перевозки

Оперативные перевозки:

людей - 5367,9 тыс.

лошадей - 213 тыс.

орудий - 10,6 тыс.

танков - 4,6 тыс.

автомашин - 48,9 тыс.

тракторов - 4,8 тыс.

грузов - 823,8 тыс. т 

Кроме того, перевезено 21,4 млн. т грузов, в том числе речным транспортом - 14,1, из них по Нижне-Волжскому бассейну 3,4 млн. т и морским транспортом 7,3 млн. т, в том числе 4,2 млн. т по Каспийскому морю.

По роду грузов (тыс. т):

Род груза Речным транспортом Морским транспортом

Всего

Боеприпасы и вооружение 543,2 449,0 997,3
Материально-технические  380,2 151,3 531,5
Продовольствие и фураж 2523,1 597,0 3120,1
ГСМ 4562,6 4756,0 9318,6
Интендантские 2439,4 368,8 2808,2
Строительные и прочие материалы 2890,3 255,1 3145,4
Трофейные 820,4 733,8 1554,2
Всего 14164,3 7311,0 21475,3

Воздействие авиации противника на железные дороги

За четыре года более 19 тысяч налётов, сброшено около 250 тысяч бомб, повреждено и уничтожено 3175 паровозов, более 66000 вагонов, 375 искусственных сооружений, 5072 служебно-технических зданий, около 3000 стрелочных переводов, разрушено 1483,6 км пути и более 29000 проводо-километров железнодорожной связи.

Восстановление железных дорог, разрушенных противником

На оккупированной территории СССР выведено из строя 27 магистральных линий и частично разрушено 8 линий, общей длиной 53432 км, из них разрушено 49276 км.

За время войны восстановлено:

Главные пути - 46956 км

Вторые пути - 3122 км

Станционные пути - 19195 км

Малые мосты и трубы - 11894 шт.

Большие и средние мосты 2020 штук, протяжённостью 202236 метров

Тоннели - 17, длиной 12965 метров

Водоснабжение - 1677 пунктов

Связь - 504322 проводо-километров

Депо - 181 на 1090 стойл

Гражданских и служебно-технических зданий - 1264786 куб. м

За пределами СССР из общей длины сети других стран в 84647 км под руководством ВОСО было восстановлено:

Главные пути - 32416 км

Вторые пути - 3779 км

Станционные пути - 11522 км

Малые мосты и трубы - 2404 шт.

Большие и средние мосты 892 штук, протяжённостью 83364 метров

Тоннели - 29, длиной 10625 метров

Водоснабжение - 956 пунктов

Связь - 234212 проводо-километров

Депо - 10 на 80 стойл

Гражданских и служебно-технических зданий - 134006 куб. м

Перешито на союзную колею (км):

Румыния - 595

Польша - 2510

Германия - 210

В пределах фронтов построено 2450 км новых дорог. Из них важнейшие - Кизляр-Астрахань, Сухуми-Бзыбь и Большой Московский обход.

Построено 1588 км новых узкоколейных дорог, восстановлено 1014 км. Перевезено по узкоколейным дорогам 318404 тонн грузов.

Темпы восстановления и увеличение пропускной способности железных дорог

В 1941-1943 темп восстановления не превышал 3-4 км в сутки.

В 1944-1945 увеличился до 12 и более. В июне 1944 на 3-м Белорусском фронте за счёт использования штурмовой авиации и танковых частей (в частности на дороге Орша-Борисов) удалось предотвратить сильные разрушения. Дороги восстанавливались с темпом 25 км в сутки.

Пропускная способность восстановленных участков 5-6 пар поездов со скоростью 15-20 км в час.

Повышение пропускной способности до 12-15 пар достигалось примерно через месяц после открытия движения.

Такое неудовлетворительное положение явилось результатом того, что восстановление железных дорог в основном производилось за счёт наличия местных ресурсов, которые были ограничены вследствие разрушений.

Эксплуатация железных дорог за границей

Осуществлялась в основном местными силами. Частично эксплуатационными железнодорожными полками и военно-эксплуатационными отделениями НКПС.

Руководство работой осуществляли начальники ВОСО фронтов, уполномоченные ЦУП ВОСО при министерствах путей сообщения.

С декабря 1944 по декабрь 1945 на заграничных дорогах перевезено 1025622 вагона европейской колеи.

Противовоздушная оборона поездов

Для ПВО поездов в пути было сформировано 10 полков и 14 дивизионов ПВО, подчинённых органам ВОСО.

В 1942-43 эти части сопроводили до 500 воинских поездов.

За 1944-1945 прикрыто 28077 воинских поездов, отражено 2387 атак. Сбито и подбито 115 самолётов.

Работа военно-продовольственных пунктов

В 1941 к началу войны на железных дорогах подготовлено и оборудовано 112 пунктов, из них 92 стационарных и 21 подвижный.

К концу войны имелось 286 пунктов (209 стационарных, 34 подвижных, 43 штатных отделения военпродпунктов) и 191 отделение пунктов на вокзалах.

Обеспечены за войну довольствием 8179222 человека.

Формирование подвижных учреждений Красной Армии

За время войны создано 1607 подвижных учреждений. Важнейшие из них:

Взводы ПВО по сопровождению воинских эшелонов 638
Постоянные военно-санитарные поезда 260
Временные военно-санитарные поезда 137
Санитарные летучки 150

Банно-прачечные и дезинфекционные поезда

72

Подвижные артиллерийские мастерские

18

Подвижные авиационные мастерские

28
Дивизионы бронепоездов 46
Бронепоезда ПБС 96
Другие учреждения 162

Занято 22273 единицы железнодорожного состава.

Количество органов ВОСО во время войны

К началу войны в органах ВОСО было 2815 военнослужащих.

В ходе войны сформированы: этапно-заградительные комендатуры, военно-распределительные комендатуры, этапно-пересыльные пункты, аппараты уполномоченных ЦУП ВОСО на заграничных дорогах и другие органы.

К 1 января 1946 года - 32937 человек.

На 1 мая 1945 было 1430 органов ВОСО:

УпВОСО фронтов - 14

Отделов ВОСО армий - 66

Управлений Военных комендантов распорядительных станций - 51

Управлений Военных комендантов станций снабжения - 109

Отделов ВОСО округов - 14

Управлений начальников передвижени войск на ж. д. и водном транспорте - 61

Управлений военных комендантов ж.д. участков и станций  - 603

заградительных комендатур - 226

Военно-продовольственных пунктов - 236

Б. Автомобильная служба

 К концу войны 664213 автомобилей (рост в 2,5 раза) из них 73% грузовые. В автопарке 58% отечественных, 33% импортных, 9% - трофейных.

Потери за войну 351800 машин. Штатна численность парка к концу войны - 830017 штук. Наличие к началу войны - 272605, мобилизовано - 256179, производство - 150400, ввоз - 312600, трофеи - 60626.

Автомобильные перевозки войск

Из конкретных данных - в 1941 под Москвой перевезены 1 дивизия и 5 бригад на 60-240 км. В апреле 1945 на 2-м Белорусском фронте переброшены одновременно три армии (49, 65, 70) на 350-400 км.

В июле-августе 1944 временно моторизованы 4 стрелковые дивизии 3-го Прибалтийского фронта.

Грузовые автоперевозки

Объём перевозок -  145 миллионов тонн. Проделанный путь - 3650 миллионов километров.

В среднем перевозка за один день 400000 тонн.

Перевозки грузов автотранспортом дл народного хозяйства

Из конкретных данных - в 1944 для народного хозяйства армейским автотранспортом перевезено 12 миллионов тонн грузов.

Ремонт автотранспорта

В начале войны ремонт производился в танковых, тракторных ремонтных батальонах, мастерских и заводах.

К началу 1943 коэффициент ходовых автомобилей понизился до 0,7.

Созданы автомобильно-ремонтные батальоны, мастерские и заводы. Количество капитальных ремонтов в 1943 на 60% больше, чем в 1942, средних - на 200%, капитальных ремонтов моторов - на 250%.

Всего за войну проведено - капитальных ремонтов машин - 512,5 тысяч, средних ремонтов - 1185,7 тысяч, капитальных ремонтов моторов - 323,4 тысяч. 

Кроме того, с 1943 предприятиями НКО отремонтировано 22,3 тысячи машин дл народного хозяйства.

Снабжение автотранспорта запасными частями

С началом войны поставки запчастей сократились. В 1943 предъявлено требование промышленности об увеличении выпуска запчастей. Организовано их производство на своих предприятиях.

В 1944 от промышленности получено запчастей на 116,5 миллионов рублей и электрооборудования на 62,7 миллиона рублей. Частями и предприятиями НКО изготовлено запчастей на 36 миллионов рублей и отремонтировано деталей на 133 миллиона рублей.

Подготовка автомобильных кадров

В учебных автополках и школах за войну подготовлено 241,5 тысяч водителей и 2500 ремонтников, автомехаников и складских работников.

Военно-автомобильными училищами и Высшей офицерской школой выпущено 47500 офицеров-автомобилистов.

В. Дорожная служба

Объём работ, выполненных дорожно-мостовыми частями за войну:

Построено дорог с каменным покрытием 5049 км
Построено дорог с деревянным покрытием 9688 км
Улучшено дорог добавками каменных материалов 20254 км
Отремонтировано дорог с разным покрытием 71575 км
Построено и восстановлено мостов 682902 км (Видимо, п. м)
Отремонтировано и усилено мостов 448750 п. м
Выполнено земляных работ 28657000 куб. м
Израсходовано камня, гравия, песка 19242500 куб. м
леса 10066140 куб. м
металлических изделий 21423 т

Работы дорожно-эксплуатационных частей:

Обслужено текущим ремонтом и эксплуатационным содержанием дорог 343650 км
Удовлетворено питанием военнослужащих 30712700 чел
Отремонтировано автомашин на пунктах технической помощи 797100
Заправлено машин 1985700
Загружено попутным грузом 2251900 машин
Обслужено банями и дезкамерами военнослужащих 2124800
Обслужено раненых и больных военнослужащих на своих медпунктах 1152700
Обслужено пунктами обогрева и отдыха 3124700

К концу войны  в дорожных войсках 220 тысяч человек.

На дорожных работах занято 9900 автомашин, 2500 тракторов, 50000 лошадей.

Г. Служба снабжения горючим

Расход ГСМ

 За время войны израсходовано 13358,7 тонн ГСМ, в том числе:

Годы Расход за год Среднемесячный расход
1941 (с 22 июня) 1679,5 266,6
1942 2662,1 221,8
1943 3261,1 271,8
1944 3846,3 320,5
1945 (за 5 месяцев) 1909,7 381,9
За всё время войны 13358,7 282,4

Расход по сортам (тысяч тонн):

Высокооктановые авиабензины 2998,4
Низкооктановые бензины 1483,0
Автомобильный бензин 5750,1
Дизельное топливо 911,1
Керосин и лигроин 1103,9
Авиамасла 325,7
Автотракторные масла 370,7
Прочие продукты (нефть, мазут, спирты, Р-9, Р-20) 415,8
Итого 13358,7

Расход по кампаниям (тысяч тонн):

Кампания Всего В том числе авиабензины
Хасанская 8,5 3,1
Халхин-Гольская 86,7 30,6
Польская 73,5 13,2
Финская 215,1 57,6
Великая Отечественная 13358,7 4481,4
Японская 180,0 49,3

Расход по отдельным операциям:

Операция

Высокооктановые бензины Автобензин Дизтопливо
Всего тонн Среднемесячный расход в заправках Всего тонн Среднемесячный расход  в заправках Всего тонн Среднемесячный расход в заправках
Зимнее наступление под Москвой (декабрь 1941- февраль 1942) 30315 17,9 133692 9,7 7719 3,3
Сталинградская операци (ноябрь 1942 - февраль 1943) 48099 7,4 158094 6,4 23910 3,7
Летнее наступление 1943 (июль - октябрь) 125883 10,9 317338 6,4 43972 2,3
Летнее наступление 1944 в Белоруссии (июль-август) 74682 9,0 190513 7,6 22241 2,9
Ясско-Кишинёвска операция (август-октябрь 1944) 17655 5,8 67622 6,1 11355 2,8
Зимнее наступление 1945 в Польше и Германии (январь-май) 151841 7,2 461010 5,9 70764 2,7

 

Лимитирование расхода ГСМ

С августа 1942 фронтам и округам стали устанавливать лимиты расхода. Это привело к снижению среднемесячных расходов:

За 1941 266,6
январь - июль 1942 233,3
август 1942 - май 1943 220,7

При этом вес заправки действующей армии возрастал (тонн):

Сорта горючего На 1 января 1942 На 1 августа 1942 На 1 мая 1943 На 1 июня 1944 На 1 мая 1945
Высокооктановые авиабензины 1567 2641 3389 5544 6420
Низкооктановые авиабензины 1363 2362 2193 не указано не указано
Дизтопливо 1874 3301 4760 5293 7872
Автобензин 9974 12228 14467 19087 27096

С ростом технической оснащённости среднемесячные расходы выросли:

За июнь 1943 - май 1944 289,0
За июль 1944 - декабрь 1944 351,6
За январь 1945 - май 1945 381,9
В том числе апрель 1945 439,1

Импорт

Получено НКО по импорту (тысяч тонн):

Годы Всех ГСМ В том числе изооктан. Б-100 и Б-95
С начала войны по май 1943 200,3 183,4
С июня 1943 по май 1944 290,2 283,0
С июня 1944 по май 1945 753,7 703,7
Итого 1244,2 1170,1

Завоз по сортам (тысяч тонн):

Изооктан и прочие высокооктановые компоненты 456,8
Б-100 608,9
Б-95 104,2
Автобензин 12,9
Солярка 1,3
Авиамасло 42,0
Автол 0,6
Продукт Р-9 6,3
Этиленгликоль 10,8
Присадки к маслам 0,4

Использование ресурсов Румынии, Венгрии и других стран

Работа нефтеперегонных заводов в Плоешти восстановлена через 3-4 дня после занятия.

С сентября 1944 по май 1945 из Румынии, Польши, Чехословакии и Венгрии получено:

Всего 816,5
авиационного бензина 82,8
автобензина 615
дизельного топлива 98,3

Обеспечение авиации авиабензинами

С ростом материальной части авиации начал резко ощущаться недостаток высокооктановых авиабензинов. В апреле 1943 в Реутово организована база изготовлени высокооктановых авиабензинов смешением импортных и отечественных компонентов.

Затем организованы базы в Харькове (Лосево), Батраках, Плоешти и Житомире. Кроме того, смешение производилось на фронтах и в Батуми.

Всего до 1.6.45 изготовлено 1118,3 тысяч тонн высокооктановых авиабензинов.

Объёмы работы (тысяч тонн):

Годы Израсходовано компонентов Получено авиабензинов
Наоктан и прочие в/о компоненты Б-100 Низкооктановые компоненты Б-100 Б-78 Б-74 Всего
1943 48,9 28,8 112,3 - 161,0 29,0 190,0
1944 170,3 77,1 389,5 - 559,5 77,7 637,2
1945 (до 1.6) 73,1 51,8 166,2 1,2 277,5 12,4 291,1
Итого 292,3 158,0 668,0 1,2 998,0 119,1 1118,3

Изготовление по базам (тысяч тонн):

Реутово 454,7
Батраки 206,9
Харьков 338,9
Житомир 13,5
Прочие пункты 104,3
Всего 1118,3

За счёт этого сокращена нагрузка на железнодорожный транспорт примерно на 8 миллиардов тонно-киломеиров.

Производство высокооктановых авиабензинов на базах НКО и промышленностью:

Годы Изготовлено, тыс. т Удельный вес, %
Всего В том числе Всего В том числе
МВС Нефтяная промышленность МВС Нефтяная промышленность
1943 (с 1.4) 594,8 190,0 404,8 100 32,6 67,4
1944 1060,2 637,2 423,0 100 60,1 39,9
1945 (до 1.6) 426,9 291,1 135,8 100 67,6 32,4

Примечание по материалам из "Самолетостроение в СССР 1917-1945 гг." ЦАГИ 1992 - т.1, 1994 - т.2

К началу войны были созданы бензины Б-70, Б-74 и Б-78. С применением тетраэтила свинца (продукт Р-9) они имели октановые числа - 3Б70 (3 куб. см Р-9 на 1 л бензина) - 87, 3Б74 - 91, 4Б78 - 93. Во втором томе утверждается, что бензин Б-78 получен к середине войны, что позволило выпускать топлива с октановым числом до 95-97, а к концу войны до 100.

В документе по перегонке автомашин через Иран указано, что их следует заправлять смесью из 20% КБ-70 и 80% атобензина.

Обеспечение автомобильным и тракторным горючим

Выработано на отечественных заводах за войну - 7712,8 тыс. тонн автобензина, поступило на снабжение армии (без поступления из Румынии, Венгрии и др. источников), израсходовано войсками 5750,1 тыс. тонн.

Общий расход автобензина с учётом передачи другим армиям, боевых потерь и т.д. - 6052,8 (более74% выработки).

Обеспечение Красной Армии дизельным топливом, керосином и лигроином ресурсами производства не лимитировалось.

Запасы ГСМ к концу войны

Состояние запасов (включая ресурсы УСГ в пунктах погрузки и перевалки горючего):

Сорта горючего На начало войны, тыс. тонн На конец войны
В тыс. тонн В % к началу войны
Авиабензины всех сортов 537,6 722,8 135
Автобензин 587,0 267,5 46
Дизтопливо 129,6 113,7 88
Лигроин и керосин 115,1 110,2 95
Итого 1369,3 1214,2 84

Снабжение техническим имуществом

В конце 1942 создана центральная мастерска УСГ.

За время войны она изготовила:

Цистерны облегчённые ёмкостью 10 куб .м 1016 шт.
Насосы ручные типа "Ливер" 9924 шт.
Котлы "КДП" для разогрева масел 393 шт.
Коллекторы полевые 63 компл.
Насосы 2НБС 340 шт.
Задвижки "Лудло" 2152 шт.
Пробки для бочек 145056 шт.
Вёдра мерные 72656 шт.
Воронки 81316 шт.

Проведено капитальных ремонтов:

БПС 157 шт.
БМП 120 шт.
Регустановок 43 шт.
Железных бочек 15667 шт.

Окружными ремонтными мастерскими капитально отремонтировано:

Стационарных ёмкостей на нефтебазах и складах ГСМ 250000 куб. м
Подвижных ёмкостей 6500 шт.
Железных бочек 26500 шт. (или 265000?)
Бензоперекачивающих станций и бензомотопомп 465 шт.

Движение технического имущества за 1942-1945 годы (штук):

Наименование имущества Наличие на 1.1.1942 Поступило в 1942-1945 Всего
По импорту От промышленности Трофеи Итого
Бочки железные 259451 626095 5900 466963 4098963 1358419
Бидоны 473886 155000 729429 837803 4222232 1696118
Воронки 297500 - 657604 5334 862938 660438
Мерники 201921 - 819237 13862 833099 535020
Насосы ручные бензиновые 15288 - 7318 1493 8811 24099
Насосы маслораздаточные 2177 - 2940 529 3469 5646
БПС 399 - 649 - 649 1048
МПС 704 - 878 173 1051 1755
Контейнеры КП-2 18174 - 846 2250 2996 21070

Д. Интендантская служба

Вещевое снабжение

 Заготовлено и израсходовано за врем войны (тысяч):

Наименование имущества

Заготовлено

В том числе импорт

Израсходовано

Шинели 36580 - 38091
Гимнастёрки х/б 76768 - 73151
Шаровары х/б 64064 - 60180
Рубахи нательные 120790 343,5 117200
Кальсоны нательные 119804 419,0 118722
Обувь кожаная 67926 12501,5 63793
Плащ-палатки-накидки 14669 - 17062
Шлемы стальные 11405 638,4 14540
Ремни поясные 35010 1725,5 31279
Вещевые мешки 36851 - 33818
Котелки 27260 - 27602
Шапки-ушанки 24125 - 18009
Полушубки 3767 - 2119
Телогрейки ватные 19147 - 19333
Шаровары ватные 21572 - 19569
Валенки 14820 - 11074

Ремонтировалось ежегодно тёплых вещей (вагонов):

1942 10618
1943 15961
1944 13305

Всего за войну отремонтировано (включа текущий ремонт в войсках) (тысяч):

Наименование имущества

Заготовлено

Шинели 17179
Гимнастёрки х/б 32993
Шаровары х/б 28618
Белья тёплого и  нательного 57438
Обувь кожаная 61424
Шапки-ушанки 31061
Полушубки 7626
Телогрейки ватные 17372
Шаровары ватные 23702
Валенки 20638

За счёт ремонта расход в год на одного человека был меньше, чем в 1914-1918:

Наименование имущества

В Великой Отечественной войне

В мировой войне 1914-1918

Шинели суконные, куртки ватные 0,95 1,16
Гимнастёрки суконные и х/б 1,68 2,43
Шаровары суконные и х/б 1,38 2,5
Обувь 1,5 2,5
Телогрейки 0,33 0,75
Шаровары ватные 0,33 0,75

Во второй период войны передано народному хозяйству вещевого имущества (табельного, нетабельного, отремонтированного) на 1095 млн. рублей. Впоследствии передано ещё на 703 500 тыс. рублей.

Продовольственное снабжение

Силами Красной Армии на территории СССР заготовлено зернопродуктов 3529600 тонн, из них сдано Министерству заготовок 1665600 тонн. Заготовлено мясопродуктов 105800 тонн, картофеля и овощей 9400000 тонн. Силами войсковых частей скошено и обращено на довольствие конского состава 4471000 тонн сена, что обеспечило 75% потребности армии и дало экономию 1100 миллионов рублей.

За счёт подсобных хозяйств получено на плановое довольствие - картофеля и овощей - 1537000, мясопродуктов - 8000, рыбы - 17000 тонн.

Изготовлено 450 тысяч бочек для квашеных и солёных овощей.

Изготовлено 456 походных мельниц производительностью 2800 тонн в сутки, за счёт реализации зерна в местах расположения войсковых частей сэкономлено 65-70 тысяч вагонов в год.

На территории иностранных государств силами армии заготовлено:

Зернопродуктов 3114000 тонн
Мясопродуктов 291000 тонн
Рыбопродуктов 14000 тонн
Жиров 18000 тонн
Сахара 28000 тонн
Табака 17000 тонн
Картофеля и овощей 2220000 тонн
Спирта 14500000 литров
Маслосемян 19000 тонн

Взято трофеев:

Зернопродуктов 2259000 тонн
Мясопродуктов 430000 тонн
Рыбопродуктов 10000 тонн
Жиров 30000 тонн
Сахара 390000 тонн
Табака 16000 тонн
Картофеля и овощей 988000 тонн
Спирта 20000000 литров
Маслосемян 35000 тонн

 

Всего на территории иностранных государств заготовлено и захвачено трофеев на сумму свыше 33 миллиардов рублей.

Из заготовленного и захваченного продовольствия вывезено в СССР:

Зернопродуктов 347000 тонн
Мясо 94000 тонн
Сахара 188000 тонн
Табака 14000 тонн
Спирта 20000000 литров

Перегнано в СССР племенного скота дл народного хозяйства: крупного - 527 тыс. голов, мелкого - 136 тыс. голов.

Всего вывезено продукции на территорию СССР на сумму свыше 14 миллиардов рублей.

Помощь продовольствием населению иностранных государств

Передано из запасов Красной Армии (тонн):

Зернопродуктов 572000 
Мяса 60000 
Сахар 90000
Жиров 3000 
Картофеля и овощей 145000 
Соли 15000 

Обозно-хозяйственное снабжение

К началу войны в Красной Армии было (тысяч штук):

Повозки и двуколки 264,5
Упряжь обозная 394,1
Сёдла 507,4
Хлебопечи разные 3,6
Кухни пехотные и кавалерийского образца 49,2
Кухни на автошасси 12,3
Термосы 12-литровые 57,9
Сани 13,1

Это обеспечивало потребность, за исключением кухонь на автошасси, термосов и хлебопечей.

Из народного хозяйства изъято 419,7 тысяч повозок с упряжью.

Заготовлено с июня 1941 по июнь 1945 (тысяч штук, комплектов):

Наименование предметов Централизованные заготовки Децентрализованные заготовки Итого
Повозки разные 178,9 21,1 200,0
Упряжь 628,8 20,6 649,4
Сёдла 407,8 42,7 450,5
Хлебопечи разные 14,9 1,2 16,1
Кухни пехотные и кавалерийского образца 30,3 7,0 37,3
Кухни на автошасси 18,4 0,1 18,5
Кухни очажные 25,2 13,0 38,2
Термосы 358,5 31,0 390,4
Сани 512,0 156,1 668,1

Из заготовленного имущества отпущено войскам:

Повозки разные 161,2
Упряжь 466,9
Сёдла 422,6
Хлебопечи разные 14,6
Кухни пехотные и кавалерийского образца 31,8
Кухни на автошасси 18,3
Кухни очажные 24,9
Термосы 359,9
Сани 453,3

Расход имущества (тысяч штук, комплектов):

Наименование предметов Боевые потери Износ Итого
Повозки и двуколки 486,3 146,9 633,2
Упряжь 650,9 345,0 995,9
Сёдла 585,2 98,0 683,2
Хлебопечи  5,7 6,9 12,6
Кухни пехотные и кавалерийского образца 46,1 13,8 59,8
Кухни на автошасси 13,6 2,5 16,1
Кухни очажные 10,6 7,8 18,4
Термосы 217,1 93,2 310,3
Сани 157,2 282,0 439,2

С 22.6.1941 по 1.5.1945 отремонтировано средним и капитальным ремонтом:

Наименование предметов Войсковыми частями Армейскими, фронтовыми и окружными мастерскими Гражданскими предприятиями Итого
Повозки и двуколки 956,5 302,3 31,2 1290,0
Упряжь 803,0 420,2 16,2 1239,4
Сёдла 166,9 214,4 9,4 390,7
Хлебопечи  7,1 2,3 0,1 9,5
Кухни походные 113,5 69,3 5,2 193,0
Сани 414,5 250,4 18,6 683,5

В 1944 начата передача Центросоюзу саней и упряжи для обеспечения хлебозакупок. Затем ряд постановлений о передаче обозно-хозяйственного имущества народному хозяйству.

Всего передано (тысяч штук, комплектов):

Повозки  252,4
Упряжь 556,7
Сёдла 232,2
Кухни разные 51,5
Сани 226,0

Е. Материальное обеспечение формирований, новых частей и соединений

Конкретных данных не приведено.

Ж. Материальное обеспечение войсковых соединений, выведенных в резерв Ставки Верховного Главнокомандования

В пункты вывода соединений заблаговременно подавалось имущество. В частности вещевое имущество (% к полной штатной потребности):

Головные уборы 35-50
Шинели 20-30
Гимнастёрки х/б 25-35
Шаровары х/б 30-40
Нательное бельё 40-60
Обувь 30-40
Телогрейки и шаровары ватные 15-20

Общий объём материальных средств по линии ГЛАВТУ и УОХС ГИУ КА, на восстановление соединей:

Автомобилей 333197 шт.
Повозок 121383 шт.
Упряжи 234721 компл.
Сёдел 171474 компл.
Хлебопечей 11048 шт.
Кухонь походных 53175 шт.

 

З. Материальное обеспечение маршевых пополнений

Маршевые пополнения обеспечивались из расчёта на каждого красноармейца - головной убор (по сезону), гимнастёрка, шаровары, шинель, обувь кожаная, бельё нательное - 2 пары, портянки - 2 пары, ремень поясной, мешок вещевой, сумки патронные - 2 штуки, котелок - 1 на двух человек.

В зимнее время дополнительно выдавалось - телогрейка ватная, шаровары ватные, бельё тёплое, портянки тёплые - 2 пары, перчатки и валенки.

И. Материальное обеспечение иностранных формирований

Выделено вещевого, обозно-хозяйственного, квартирного, автомобильного, дорожного, медицинского и ветеринарного имущества, кухонной и столовой посуды, продфуража - 1631376 тысяч рублей.

Из них на формирования (тысяч рублей):

Польские 1265391
Чехословацкие 119508
Югославские 63925
Румынские 46535
Болгарские 21891
Венгерские 54668
Австрийские 59450

К. Снабжение Ленинграда

Железные дороги полностью перерезаны 29 августа 1941 года.

Водные и воздушные перевозки до открыти ледовой трассы

По водному пути с 10 октября по 7 декабр доставлено (тонн):

Продовольствия 44585
Боеприпасов 6208
ГСМ 5712
Прочих грузов 2368
Всего 58873

15 ноября Военный Совет выделил дл перевозки продовольствия 30 транспортных самолётов. Затем их количество доведено до 50.

С 14 по 28 ноября в среднем в сутки доставлялось по воздуху 100-150 тонн, в том числе: масло, консервы и концентраты.

Подвоз по ледовой трассе в 1941-1942

С 29 ноября 1941 по 21 апреля 1942 по веонно-автомобильной дороге доставлено 361109 тонн (22795 вагонов) грузов. В том числе (тонн):

Продовольствия и фуража 270876
Боеприпасов и ВВ 31910
ГСМ 34717
Угля 22818
Прочих грузов 888
Всего 361109

Вместе с продовольствием перевезено 8 тонн рыбьего жира, 86 тонн витамина "С", 102 тонны витаминного сока, 21 тонна витаминной карамели, альбумин, глюкоза и другие лечебно-укрепляющие средства. Перевезено 1546 тонн подарков войскам и населению.

С декабря 1941 по 14 апреля 1942 эвакуировано:

Гражданского населения 447265
Военнослужащих 17120
Больных и раненых 9283
Спецпереселенцы и заключённые 40401
Итого 514069
Промышленного оборудования 3677 вагонов
Медицинского имущества 200 тонн

К весне 1942 созданы для фронта и населени 2-х месячные неприкосновенные запасы и переходящие запасы на 6-8 дней.

Перевозки через Ладожское озеро в навигацию 1942

За период с 24 мая по 3 декабря доставлено 705000 тонн грузов, в том числе (тонн):

Продовольствия  352284
Боеприпасов и вооружения 88605
ГСМ (без подачи трубопроводом) 117767
Угля 108756
Военно-технического имущества 33957
Прочих грузов 3931
Всего 705300

Кроме того, перевезено скота (голов):

крупного рогатого 4186
разного мелкого 7723
лошадей 4388
Итого 16297

17 июня 1942 введён в строй трубопровод, по нему доставлено 32648 тонн ГСМ.

Впервые проведена массовая доставка пополнений - 289827 человек.

Эвакуировано на восточный берег:

Гражданского населения 300000
Больных и раненых 41866

Подвоз Ленинграду зимой 1942-1943

По ледовой трассе доставлено (тонн):

Продовольствия и фуража 114652
Боеприпасов и вооружения 58804
ГСМ (без подачи трубопроводом) 5073
Угля 18603
Военно-технического, интендантского, санитарного имущества и имущества народного хозяйства 11903
Почта и посылки 1420
Всего 210455

Перекачано по трубопроводу 8445 тонн ГСМ.

Отправлено на западный берег:

живого скота 99
лошадей 12368
автомашин 1431

Доставлено на пополнение 133144 человек.

Эвакуировано 88932 человека и 10126 тонн грузов.

6 февраля 1943 начала работать железна дорога по южному берегу Ладожского озера.

Общие итоги подвоза за период блокады Ленинграда

С сентября 1941 по март 1943 доставлено:

Продовольствия и фуража 784464
Боеприпасов и вооружения 185527
ГСМ (включая подачу трубопроводом) 204361
Угля 105177
Прочих грузов 56013
Скота разного (живого) 12011 голов
Лошадей 16756 голов
Автомашин 1431

Эвакуировано 944867 человек.

Л. Квартирно-эксплуатационная служба

Расквартирование

В 1941-1942 из угрожаемых районов обеспечены помещениями в тыловых округах 120 военно-учебных заведений (в том числе все военные академии), 80 ремонтных баз и складов НКО, 39 запасных стрелковых дивизий, 108 линейных дивизий, 65 дивизий, отведённых на переформирование, 16 резервных армий, более 200 госпиталей и более 100 учреждений НКО.

В САВО размещены формирования польской армии с отводом для неё до 80000 кв. м жилплощади.

В Бузулуке размещены формировани чехословацкой армии.

Оборудованы привокзальные общежития на 15000 человек.

В Москве проведено рассредоточенное размещение центральных управлений НКО.

В тыловых округах для нужд КА отведено более 35 миллионов куб. м зданий.

Размещено более 3 миллионов человек войсковых соединений (дивизий и армий), не считая госпиталей, вузов и учреждений НКО.

Во втором периоде войны расквартированы возвращаемые из эвакуации учреждения НКО, военные академии, военно-учебные заведения, запасные части и пр.

В 1943 восстановлены здания для 9 суворовских училищ и в 1944 - 6 суворовских училищ.

Необоронительное строительство

С начала войны развёрнуто строительство земляночных городков, давшее возможность разместить 1950 тысяч человек.

Приспособлено зданий для госпиталей на 1388 тысяч коек. Оборудованы дезкамеры на 113800 комплектов, бани и прачечные.

Проведено строительство однополосных и оперативных аэродромов стоимостью более 900 миллионов рублей.

Построено более 1300 тысяч кв. м хранилищ складов.

Для ремонтных заводов и мастерских ВВС, ГАУ и ГВТУ построено и реконструировано 278 тысяч кв. м площади цехов.

Построены убежища I и II категории дл управлений НКО, штабов и госпиталей.

По специальным заданиям правительства построены спецхранилища ГВХУ, мастерские химчистки, радиопеленгаторные станции ВВС, НИИЭГ в Кирове, перестройка зданий МИСИ дл НК ВМФ, продолжение строительства Центрального дома НКО, надстройка 1-го дома НКО и др.

В 1943 построено 47 овощных баз в семи областях СССР ёмкостью 129 тысяч тонн. В 1944 на освобождённой территории построено 75 овощных баз ёмкостью 230 тысяч тонн.

На фронтах проведено строительство дл госпиталей, штабов и войсковых частей на общую сумму до 300 миллионов рублей, в том числе:

1941 71
1942 58
1943 75
1944 85

Выполнено по заданиям НКО восстановительных работ на 72 миллиона рублей (в том числе санатории в Крыму и берего-укрепительные работы в сочинском санатории имени Ворошилова).

Всего за 1941-1944 сумма плановых ассигнований по строительству НКО составляет 4684 млн. рублей, из них выполнено работ на сумму 3842 млн. рублей, в том числе по необоронительному строительству - 2660 млн. рублей.

За 3 года и 9 месяцев введено:

Землянок 1955 тыс. мест
Хранилищ 1305 тыс. кв. м
лечебные заведения 1388 тыс. коек
кухни-столовые 2247 тыс. обедов
жилые дома дл офицерского состава 516 тыс. кв. м
жилые дома дл красноармейцев 482 тыс. кв. м

Снабжение строительными материалами

Обеспечение проводилось снабжением из центра, заготовками на местах, сбором трофеев.

Общие итоги:

Наименование материалов Централизованное снабжение Самозаготовки Трофеи Всего
Лес круглый - тыс. куб. м 375 1600 11 1986
Лес пиленый - тыс. куб. м 207 152 16 375
Фанера - куб. м 6150 590 400 7140
Цемент - т 13770 2080 4400 20250
Гвозди - т 900 1050 1300 3250
Проволока - т 30 110 470 610
Кровельное железо - т 850 1220 90 2100
Рулонные материалы - рулонов 18400 1650 45050 65100
Стекло - тыс. кв. м 578 280 284 1142
Заменители стекла - тыс. кв. м 248 - - 248

Снабжение топливом

В 1941 введены нормы расхода военного времени. Затем в связи с оккупацие Донбасса и трудностями с перевозками они были снижены на 10-12%. Указано на необходимость перехода на местные виды топлива (торф, саксаул, камыш и пр.) и развитие заготовок.

Во 2-м полугодии 1941 округами и фронтами заготовлено 1700 тысяч куб. м дров. Данные по поставкам топлива и заготовке дров за последующее время (тысяч кубометров):

  1942 1943 1944
Самозаготовки 12132 17972 18000
Заготовки промышленностью 6178 2805 685

В 1943 организован самовывоз каменного угл и самостоятельная разработка угольных шахт. В 1943 получено около 70 тысяч тонн, в 1944 - 511 тысяч тонн.

Снабжение осветительными материалами

Данные за войну (тысяч штук):

Наименование Централизованные заготовки Заготовка на местах
1941 1942 1943 1944 Всего
Электрические лампы 459 436 512 429 1886 135
Керосиновые лампы 107 290 376 314 1088 215
Стёкла 830 342 918 618 2709 355
Горелки - - 433 93 506 -
Фонари 56 70 120 107 353 178
Свечи - тонн 395 110 20 292 816 277

Снабжение казарменным оборудованием и мебелью

Отправлено за войну для фронтов и округов:

  1941 1942 1943 1944 Всего
Чугунных печей - тыс. шт. 80 74 61 16 231
Котлов - тыс. литров 20080 11270 5720 1760 38800

За 1943-1944 изготовлено (штук): табуретов - 153200, стульев - 30350, столов разных - 26400, столов канцелярских - 6930, скамеек - 9120, тумбочек - 4830, шкафов - 1010, досок классных - 420.

Заготовка и отправка на фронт кроватей дл госпиталей (штук):

1941 1942 1943 1944 Всего
219500 106000 95300 26000 446800

М. Медицинская служба

За время войны возвращено в строй 77,5%, уволено в отпуск 2,1%, уволено в запас - 13,9% раненых. Смертность - 6,5%. Возврат в строй больных - свыше 85%. 

Доставлено фронтам свыше 1700000 литров крови.

Н. Ветеринарная служба

Через ветеринарные лазареты прошло 3555764 раненых и больных лошадей (стационарно-больных - 2235894, амбулаторно-больных - 1319870). Кроме того, находилось на лечении 108378 трофейных и бесхозных лошадей.

Возращено в строй 2147494 стационарно-больных лошадей (91,59%), и все амбулаторно-больные - 1319870.

Распределение стационарной заболеваемости по группам болезней:

  Поступило Возвращено в строй % выздоровления
Хирургические (боевые повреждения, эксплуатационные болезни) 1395289 1227169 91,53
Терапевтические (внутренние заразные болезни) 383309 368202 96,08
Заразные болезни 286148/108378 376146 95,3
Истощение 171148 125977 73,6
Всего 2235894/108378 2147494 91,59

В знаменателе - трофейные и бесхозные лошади.

За войну зарегистрировано - сапа - 2510 случаев, инфекционной анемии - 4887, чесотки - 109157. 

За 1944-1945 обследовано перед передачей в народное хозяйство:

крупного рогатого скота более 700 000 голов
овец более 100000 голов
лошадей более 600000 голов

За войну изготовлено: подков - 8682830 штук, шипов - 405343 штук, подковных гвоздей - 37 тонн, ковочного инструментария - 36 тысяч комплектов, рашпилей копытных - 26 тысяч штук.

Призвано в армию 6507 ветеринарных врачей и 10290 фельдшеров. Военно-Ветеринарной академией подготовлено 1126 врачей. Военно-фельдшерским училищем выпущено 1839 ветфельдшеров.

На фронтовых и центральных сборах подготовлено специализацией хирургов - 500, эпизоотологов - 500, терапевтов - 400.

О. Демонтаж и вывоз демонтированного оборудования и материалов в СССР

Со 2 марта 1945 по 2 марта 1946 вынесено 986 постановлений ГКО и СНК о демонтаже 4389 предприятий, из которых полностью демонтировано 3699 и отгружено 2602.

Страны Подлежало демонтажу Демонтировано Отгружено
Германия 2885 2195 1038
Польша (немецкая Силези и др.) 1137 1137 1137
Австрия 206 206 206
Венгрия 11 11 11
Чехословакия 54 54 54
Маньчжурия 96 96 96
Итого 4389 3699 2602

Из числа отгруженных прибыло в СССР - 1644, из них в места назначения - 1365.

За год работы отгружено (вагонов):

Страна Оборудование Металл Народно-хозяйственное имущество Всего
Германия 118094 5870 439 123903
Польша 115116 9700 9620 134436
Австрия 25421 3236 142 28799
Венгрия 2537 1474 1702 5713
Чехословакия 7311 415 - 7726
Финляндия - - 771 771
Маьчжурия 20746 - - 20746
Всего - вагонов 289225 20195 12674 332094
Всего - тонн 4005647 412254 216012 4633913

Из общего количества отгружено:

  Вагонов Тонн
по железной дороге 283574 3993553
водным транспортом 35103 585641
автотранспортом 3417 54719

Из числа отгруженных вагонов прибыло к месту назначения 186916, выгружено на центральных базах МВС для временного хранения 75773, находятся в пути 41900, на отстое - 17505 вагонов.

  Ущерб СССР по сообщению Чрезвычайной Государственной комиссии от 13.9.1945 Демонтировано и вывезено с трофейных предприятий за год
Электростанций 61 - мощностью 5000000 квт Демонтировано 100 мощностью 5100000 квт, отгружено - 92 мощностью 4227000 квт
Заводов чёрной металлургии 37 - производительностью в 8000000 проката 29 - 6126500 тонн
Металлорежущих станков 175000 шт. 214300 шт.
Электромоторов 239000 шт. 136381 шт.

Общая стоимость отгруженного оборудования исчисляется в 2 млрд. долларов (около 10 миллиардов рублей).

Отгружено металла на сумму более 1 миллиарда рублей в государственных ценах СССР, в том числе чёрных металлов - 252520 т, цветных металлов - 142655 т, метизов - 7583 т, драгоценных металлов - 174 т, ртути - 1.028 тонн (непонятно - 1,028 или 1028?) и т.д.

Кроме того отгружено народнохозяйственного имущества: сельхозинвентаря - 8649 вагонов, рельс узкой колеи - 2981 километров, сахара - 117611 тонн  и др.

В течении марта, апреля и мая 1946 из Германии в СССР отгружено железнодорожным транспортом - 88060 вагонов и водным транспортом - 60838 вагонов.

Остаток невывезенного из Германии оборудования на 1 июня 1946 по вынесенным решениям и демонтаже до 1 мая 1946 составляет 119881 вагон или 1558453 тонны. (Здесь в публикации отмечен пропуск)

П. Общее заключение

Ничего конкретного

Подпись - исп. Миловский

ЦАМО РФ, ф. 67, оп. 12020, д. 19, л. 1-59. Подлинник

 

Назад Список документов

Hosted by uCoz