Предыдущая Оглавление Следующая

AR-2109.jpg AR-2110.jpg
Автомат-ограничитель перегрузок и вид на его внутреннее устройство

С целью обеспечения необходимых условий для безопасного бомбометания с пикирования был разработан и испытан ограничитель перегрузок при выводе самолета из пикирования. Ограничитель перегрузок был смонтирован на серийном самолете СБ № 11/248 с моторами 2М-103. Для определения величины и постоянства перегрузок при выводе самолета из пикирования всего сделано 50 пикирований (6 полетов) на углах от 20° до 65° при скоростях начала вывода из пикирования от 350 до 450 км/ч по прибору.

В результате проведенных испытаний было установлено, что оптимальное значение перегрузки на выводе из пикирования составляет 2,9 единицы. В этом случае при соответствующей регулировке ограничителя перегрузок: "Пилотирование самолета с включенным прибором производится без каких-либо ограничений на всех режимах скоростей; можно производить виражи до 60°, набор высоты, планирование, спираль, боевые развороты с перегрузкой, допускаемой ограничителем. При выходе из пикирования независимо от угла пикирования, скорости, положения триммера руля глубины и резкости взятия рулей на себя прибор обеспечивает заданную перегрузку".

15 июля 1940 г. начались войсковые испытания пяти серийных бомбардировщиков СБ с 2М-105 с винтами ВИШ-22Е в пикирующем варианте. На СБ 2М-105 устанавливались бомбодержатели ПБ-3.

Одновременно с СБ проходили войсковые испытания и бомбардировщики ДБ-3 с винтами ВИШ-23, также в пикирующем варианте.

На втором экземпляре СБ-РК № 1/ 281 впервые были установлены подвижные тормозные решетки и автомат вывода самолета из пикирования по типу Ju88. Эти устройства запускались в производство на московском заводе № 213. Испытания этого варианта СБ-РК проводились в период с 27 июля по 11 августа 1940 г.

Помимо "обучения" самолетов СБ бомбометанию с пикирования, СБ пытались "научить" стрелять с пикирования ракетными снарядами.

7 июня 1940 г. директор НИИ-3 Б.М. Слонимер и главный инженер института военинженер 1-го ранга А.Г. Костиков направили на имя Члена Совета оборонной промышленности Комитета обороны при СНК СССР А.К. Ходякова развернутый доклад, в котором по итогам отработки ракетных снарядов различного типа предлагали форсировать работы по созданию систем ракетного вооружения для боевых самолетов, стоящих на вооружении ВВС КА. Предполагалось, что летающие ракетные батареи будут поражать трудноуязвимые для авиации цели, "имеющие броневое перекрытие (танки, надводный морской и речной флот и т.д.)", с пикирования под углами 45-60° ракетными бронебойными снарядами калибров 82 мм, 132 мм и 203 мм. При замене бронебойной головной части РБСов на бетонобойную, "что легко достигается стандартизацией ракетных частей", обеспечивалось поражение "наземных фортификационных сооружений". Поражение других целей с меньшей защитой (автомашины, артиллерия на позиции, огневые средства ПВО, пехота на марше и т.д.) предполагалось обеспечивать ракетными осколочно-фугасными снарядами калибра 132 мм — РОФС-132.

Основным козырем применения ракетных снарядов с пикирования являлась повышенная точность стрельбы и мощь боевых частей снарядов, разработанных в НИИ-3. Стрельбу предполагалось вести как одиночно, так и залпом из двух, четырех и восьми снарядов. При этом считалось, что именно залповая стрельба будет давать наибольший эффект.

В качестве основных носителей такого оружия предлагалось использовать самолеты И-15бис или И-16 (8 РБС-82), а также пикирующие варианты двухмоторных бомбардировщиков СБ (22 РБС-132) и ДБ-3 (9 РБС-203).

Размещение ракетных снарядов на СБ предлагалось выполнить комбинированным: 10 РБС-132 разместить на пусковых установках под плоскостями крыла и 12 РБСов — в специальной кассетнице, расположенной в бомболюке самолета и выдвигаемой при стрельбе из бомболюка в воздушный поток.

На ДБ-3 ракетные снаряды РБС-203 предлагалось разместить следующим образом: 3 снаряда под фюзеляжем и 10 — под крылом самолета.

Предполагалось, что "монтаж и демонтаж ракетного вооружения самолетов (за исключением электропроводки в крыльях самолета)" в полевых условиях будет выполняться техническим составом авиачастей "в течение 1 ч. до 3,5 ч. в зависимости от типа самолета и калибра РБС".

Для отработки методики стрельбы ракетными снарядами с пикирования, совершенствования пусковых установок ракетных орудий, отработки тактики применения ракетных самолетов Слонимер и Костиков просили выделить для испытаний в НИП АВ ВВС КА один СБ, один ДБ-3 и звено самолетов И-15бис или И-16. Полигон под Ногинском требовалось оборудовать "бетонной и бронеплощадками размерами 50x50 м".

В период с 26 июня по 4 сентября 1940 г. в НИП АВ ВВС КА проводились полигонные испытания СБ № 221, вооруженного ракетными осколочными и бронебойными снарядами типа РС-132 и РБС-132. Ракетные орудия РО-132 монтировались под крылом самолета. Стрельба велась с пикирования под углами 45-50° с дистанции 1500-1700 м. Было установлено, что вероятное круговое отклонение РБС-132 при стрельбе в воздухе примерно в 1,4 раза было меньше, чем при стрельбе РС-132, и не превышало 30 м в боковом направлении (вместо 40 м для PC-132) и 39 м по дальности (вместо 55 м для РС-132).

Несмотря на общие положительные результаты стрельб, было принято решение запретить применение РБС-132 для стрельбы с самолета СБ. Дело в том, что при стрельбе РБС-132, как на земле, так и воздухе, от мощной газовой струи деформировались элероны самолета. По этой причине в ходе полигонных стрельб произошло разрушение элерона самолета. Вносить какие-либо изменения в конструкцию установки ракетных орудий под крылом самолета посчитали нецелесообразным.

Отметим, что полигонные испытания РБСов на самолетах Су-2, Ил-2 и Пе-2 летом 1941 г. были более успешными. Явлений, подобных наблюдавшимся на СБ, на этих самолетах не происходило. Как следствие РБСы были рекомендованы "к вводу на вооружение ВВС Красной Армии и Военно-Морского Флота для использования их на Пе-2, Ил-2 и Су-2 по сухопутным и морским целям противника..."

Отметим, что работы КБ А.А. Архангельского в 1939-40 гг. по пикирующим СБ, собственно как и по другим модификациям, проходили под явным впечатлением как от результатов, полученных КБ Н.Н. Поликарпова при создании пикирующего бомбардировщика СПБ 2М-105 (ВИТ-2), так и от "наступления" СПБ на авиазавод № 22. Постановлением КО при СНК СССР № 221 от 29 июля 1939 г. СПБ 2М-105 запускался в серийное производство на 22-м авиазаводе, а сам завод освобождался от внедрения в серийное производство последней модификации самолета СБ. В Постановлении особо указывалось, что: "Работы по внедрению самолетов "СПБ" на заводе № 22... считать первоочередными..."

Предыдущая Оглавление Следующая