В собственно гражданском воздушном флоте перед войной тоже появились два ЦКБ-30. Один числился за НИИ ГВФ, а второй — за Харьковским техническим училищем. Что делали с ДБ-3 в НИИ — неизвестно. Возможно, испытывали упоминавшиеся ранее антиобледенители, а может быть, ВВС хотели избавиться от части устаревших ДБ-3 и передать их ГВФ как почтовые. Вот и проверяли возможность такого применения. Самолет, находившийся в Харькове, описывался как «совершенно негодный» и использовался в рамках военной подготовки учащихся. Машина из НИИ ГВФ дожила до конца 1941 г.
В годы Великой Отечественной войны гражданским летчикам поручили перегонку бомбардировщиков с завода № 126 на фронт. Но эти самолеты числились за ВВС. Собственно гражданскими считались лишь два ДБ-3Ф, использовавшиеся для переподготовки экипажей.
В конце войны, когда стало ясно, что ВВС начнут скоро освобождаться от большого количества излишней техники, в НИИ ГВФ рассмотрели возможность применения Ил-4 в гражданской авиации. 18 мая НИИ представил в Главное управление ГВФ доклад, в котором практически напрочь отмел целесообразность получения бомбардировщиков Ильюшина. Мотивировалось это малым полезным объемом (6 кубометров) и потенциальной коммерческой нагрузкой, не превышающей 1200 кг. Все это при большом расходе горючего и трудностях длительного пилотирования (один летчик, нет автопилота и недостаточная устойчивость). Единственной «экологической нишей» для Ил-4 в ГВФ в докладе оставили буксировку грузовых планеров.
В итоге после завершения боевых действий ни одного Ил-4 в гражданский воздушный флот не поступило. Небольшое количество их попало в ведомственную авиацию. Больше всего бывших дальних бомбардировщиков, семь, взяло себе Министерство геологии. Они служили для аэрофотосъемки и реже как грузовые. Все их разоружили и нанесли обозначения, начинавшиеся с буквы «Г». Один разбили в 1946 г., в конце 1947 г. оставалось шесть, к середине 1949 г. — четыре. Эти четыре машины эксплуатировались вплоть до ликвидации авиации этого ведомства в начале 50-х годов.
Шесть Ил-4 имело Министерство внутренних дел. Они входили в авиапарк «Дальстроя» — лагерной империи на востоке страны. Их тоже использовали в основном для аэрофотосъемки, списав к началу 1949 г. Один Ил-4 числился за Министерством сельхозмашиностроения. Он эксплуатировался на Софринском полигоне, где испытывали отнюдь не сеялки и не плуги, а разрабатывавшиеся секретными конструкторскими бюро этого ведомства управляемые боеприпасы. Наконец, последним бывшим бомбардировщиком обладало Министерство промышленности средств связи — он являлся летающей лабораторией для опробования авиационного радиооборудования.
Оба этих самолета пошли на слом в конце 40-х годов.
Техническое описание
Ниже описана конструкция, вооружение и оборудование самолета ДБ-3Ф (ДБ-3М) выпуска 1940 г.
ДБ-3Ф — дальний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Из дерева выполнен лишь ряд второстепенных деталей. Вся обшивка самолета гладкая несущая.
Поперечное сечение фюзеляжа овальное. Каркас состоит из лонжеронов, стрингеров и шпангоутов. Шпангоуты встречаются двух типов: обычные изготовлены из П-образных профилей, усиленные — цельноштампованные или клепаные — из профилей и листа. Обшивка фюзеляжа выполнена из дюраля толщиной 0,5-1 мм. В носовой части клепка потайная, далее — заклепками с чечевичной головкой.
Фюзеляж делится на четыре части: кабину штурмана, кабину пилота, бомбоотсек и хвостовую часть. Заканчивается он отъемным хвостовым коком.
Кабина штурмана начинается носком — прозрачной полусферой диаметром 700 мм с пулеметной установкой. Носок крепится к 1-му шпангоуту болтами. При стрельбе штурман лежит, поэтому в передней части кабины сделан мягкий настил, далее пол гофрированный металлический. Кабина имеет обильное остекление (около 50 окон). Слева и справа находятся форточки, сдвигающиеся вперед. Снизу расположен большой люк для попадания штурмана в кабину. Он имеет деревянный обод и прозрачное покрытие из плексигласа. На плексигласе нанесены линии, облегчающие прицеливание при бомбометании. Рядом находится еще один маленький лючок с двумя створками для работы с бомбовым прицелом ОПБ-2М. На потолке штурманской кабины располагался астрономический люк, который можно было также использовать для аварийного покидания самолета. Штурман мог при необходимости управлять бомбардировщиком с помощью второго управления. Для работы с картами справа крепился откидной столик.
Пилот сидел в отдельной кабине, фонарь которой выступал над фюзеляжем. Фонарь состоял из козырька, неподвижной и подвижной частей. Подвижная секция откатывалась на роликах назад. С левой стороны эта часть имела сдвижную форточку. Пилот сидел в кресле с заголовником и бронеспинкой. В чашку сиденья укладывался парашют. Летчик влезал в кабину по крылу, держась за поручень на левом борту фюзеляжа.
За креслом пилота находилась перегородка с двумя окнами, через которые летчик мог наблюдать за бомбами в бомбоотсеке. Бомбовый отсек занимал всю среднюю часть самолета. В нем по обе стороны от продольной оси установлены бомбовые кассеты.
Носовая часть ДБ-3Ф с пулеметом ШКАС