Предыдущая Оглавление Следующая

В 1951-1953 гг. Гоминьдановцы не нарушали воздушную границу КНР, ограничиваясь облетами границ и инструментальной разведкой. В эти же годы ВВС НОАК провели несколько «спецопераций» по поддержке наземных войск против внутреннего врага. С помощью С-46 удалось организовать воздушный мост в Тибете, сбрасывая вооружение и грузы наступающим китайским войскам, в итоге вошедшим в столицу Тибета Лхасу. В 1952 г. в западных предгорьях провинции Сычуань с помощью авиации разгромили «бандитов» (остатки вооруженных отрядов Гоминьдановцев). Здесь отличились Ту-2, которых от возможных налетов с островов на всякий случай прикрыли Ла-9, а также транспортные Ил-12, с их помощью осуществлялось снабжение войск.

С окончанием войны в Корее начался новый этап Гражданской войны в Китае, причем не всегда боевые действия проходили только в воздухе. Руководство КПК еще в 1949 г. просило у СССР масштабной военной помощи в осуществлении высадки войск КПК на Тайвань и наведении там «коммунистического порядка». «Не дремал» и Чан Кайши, начав в 1950-е годы с помощью США перевооружение своих ВВС. В результате на Тайване вскоре появились F-84G, F-86F, F-4, F-100, F-104, RB-57 и другие новейшие боевые самолеты.

В 1954 г. из-за островов Цзинмэнь разразилась так называемая «артиллерийская война», а в воздухе произошло несколько крупных боевых столкновений. В 1955 г. войска КНР осуществили крупномасштабную десантную операцию по захвату острова Цзяншань в Тайваньском проливе. Впервые в истории НОАК были скоординированно задействованы сухопутные войска, ВВС и ВМС. Десантную операцию с воздуха поддерживали Ту-2 и Ил-10М, воздушное прикрытие, наряду с Ла-11, осуществляли МиГ-15 и МиГ-17. В 1958 г. воздушные бои между реактивными самолетами разразились с новой силой.

Летчики ВВС НОАК на советских МиГ-15 и МиГ-17 успешно сражались с самолетами ВВС Гоминьдана. Если в начале 1950-х годов «под руку» им чаще всего попадались «древние» F-47, F-51, В-24, F-5 и F-10 (разведчики на основе Р-38 и В-25), то с середины того десятилетия они все больше стали одерживать победы над современными F-84G, F-86F и т.п. В воздушных боях по защите китайского неба МиГи-15 неоднократно сбивали В-29, PB-4Y, F4U, РВМ-5А, вторгавшиеся на территорию Китая, а также гоминьдановские F-47, P-2V и другие. 18 февраля 1 958 г. пара китайских летчиков в провинции Шаньдун уничтожила высотный разведчик RB-57.

DatAM013.jpg

Истребитель МиГ-9 китайских ВВС

Примечательно, что они летали уже не на советских МиГ-17, а на F-5 собственного производства, созданных на их основе. Одной из главных задач, стоящих перед СССР, помимо широкомасштабных поставок боевых и гражданских самолетов в КНР, являлось создание национальной китайской авиапромышленности. В 1950-е годы началось обучение китайских студентов в авиационных вузах в Союзе и строительство авиазаводов в Китае. В середине 1954 г. взлетел первый китайский учебно-тренировочный самолет CJ-5 (лицензионная копия Як-18), 26 июля 1958 г. поднялся в небо первый китайский УТС собственной разработки FT-1 (JJ-1).

Производство боевых самолетов планировали начать с МиГ-15бис с двигателем ВК-1, подготовку производства начали на Шэньянском заводе еще в 1954 г., но «пока суть да дело», подоспел МиГ-17Ф. Его и запустили в 1956 г. в серию под обозначением J-5. (В 1950-е годы китайцы обозначали свои самолеты по аналогии с японской авиатехникой времен Второй мировой войны по году запуска в серию («тип 56», «тип 62», а заводское обозначение J-5 было «Дунфэн 101» - «Восточный ветер») или по типу самолета, например, Як-18 обозначали «Чуцзяо-5» (дословно - «самолет начального обучения»), но с 1964 г. перешли на общепринятую систему обозначений.) За ним последовали J-6 (МиГ-19), поднявшийся в небо в сентябре 1963 г., и J-7 (МиГ-21), запущенный в серию с начала 1966 г. В том же году на Харбинском авиазаводе запустили в серию бомбардировщик Ил-28 под обозначением В-5, в следующем году китайцы приступили к разработке учебно-боевого ВТ-5, он пошел с конвейера в 1970 г.

Фактический разрыв отношений между СССР и КНР в 1960 г., приведший к срочному отзыву всех советских специалистов из КНР (хотя выполнение контрактных поставок продолжалось), привел к тому, что китайские инженеры и конструкторы с середины 1960-х годов начали самостоятельно модернизировать свои истребители J-5, J-6, J-7. В музее находится значительное количество оригинальных китайских модификаций советских «МиГов» с интересными отличиями, их описание заслуживает отдельной публикации. За ними последовали глубокие модификации J-8 и J-8II, а также первый самостоятельно сконструированный китайский сверхзвуковой реактивный истребитель J-12, установленный на стеле у входа в музей.

На основе истребителя J-6 в Наньчане разработали и построили первый сверхзвуковой штурмовик А-5 (Q-5). Это второй самолет, самостоятельно сконструированный, построенный и принятый на вооружение в КНР, его строили большой серией.

Интересна история его создания. После боев за освобождение острова Цзяншань, где штурмовики Ил-10 поддерживали высадку десанта, в марте 1958 г. ВВС НОАК выдвинули требование и сформулировали заказ на создание передового штурмовика. Его первоначальное обозначение - «Сюнин 302» («Ястреб-самец»), а в ноябре 1964 г. при смене обозначений всех самолетов КНР машину назвали А-5 (Q-5). В августе 1958 г. авиазавод в Наньчане официально получил задание на разработку штурмовика, и с мая 1960 г. полным ходом началось конструирование машины. В августе 1961 г. из-за больших экономических трудностей в Китае разработку временно приостановили. Продолжали работать только 13 человек. Несмотря на тяжелые условия, 4 июня 1965 г. состоялся первый полет. После серии летных испытаний и необходимых доработок в конце 1969 г. самолет запустили в серию, с декабря новые машины начали поступать в войска.

В самолете впервые в КНР применили боковые воздухозаборники. У А-5 существует шесть модификаций, машина получила Государственную премию КНР 1-й степени «за научно-технический прогресс». В 1987 г. самолет продемонстрировали в Ле Бурже, где он получил высокую оценку.

Предыдущая Оглавление Следующая