Выкатка F-111B
Хвостовая часть F-111В. Виден посадочный гак
Представители Пентагона, авиапромышленного комплекса, конгрессмены не уставали склонять чрезмерно высокую стоимость F-111, высотные и скоростные данные машины, слишком большую массу. В 1962 г. расчетная масса самолета, проект которого предложила фирма Дженерал Дайнэмикс, составляла 38804 фунта (17602 кг), затем она выросла до 40225 фунтов (18246 кг), а пустой пятый прототип потянул уже на 44582 фунта (20222 кг). Менеджеры фирмы объясняли рост массы самолета прежде всего повышенным на 27% по сравнению с заявленным расходом топлива двигателей TF-30, в результате чего для сохранения на заданном уровне значения дальности полета в самолете пришлось предусмотреть размещение дополнительного запаса топлива массой 7342 фунта (3330 кг). По мнению президента отвечавшего за разработку самолета отделения фирмы Дженерал Дайнэмикс Фрэнка Дэвиса именно двигатель привел к росту массы самолета. Помимо установки дополнительного бака, пришлось усиливать конструкцию планера в местах крепления движков, а вес сопел двигателей сильно превысил заявленный. Флот изначально настаивал на массе самолета в 38800 фунтов (17600 кг), реально первые прототипы F-111 В весили 46000 - 47000 фунтов (20865 - 21319 кг). Массу четвертого прототипа удалось снизить до 43505 фунтов (19713), однако эта величина все равно не устраивала моряков. Даже с первоначальной массой самолет мог базироваться лишь на девяти из пятнадцати авианосцев ВМС США. Закупочная цена одного самолета F-111В увеличилась с 3,4 млн. долл. в 1962 г. до 8 млн. долл. в 1966 г.
Флотская модификация, кроме того, оказалась и примерно на 2,5 млн. долл. дороже «стандартного» F-111A. Впрочем, сторонники программы (были и такие) видели основную причину удорожания не столько в конструкции самолета или росте стоимости его начинки, а в сокращении количества закупаемых самолетов. Без сомнения, сокращение закупок сильно влияет на цену отдельно взятой машины, но далеко не в такой степени!
Моряки не уставали твердить о перетяжелении самолета, но парадоксальным образом сами способствовали росту массы. Так по требованию флота две ракеты «Феникс» разместили в бомбоотсеке (плюс четыре на внешней подвеске). Размеры бомбоотсека увеличили (ядерная бомба занимала места меньше, чем два «Феникса») - масса возросла. Не вызывало споров оснащение F-111В системой управления оружием AWG-9, но выполненная на элементной базе 60-х годов электроника требовала чудовищных по истребительным меркам внутренних объемов, опять масса планера растет. Да и сама система тянула на добрых 1900 фунтов (860 кг). Флот сформулировал детальные требования к самолету - талмуд «Standard Military Specifications» в полтора метра (!) толщиной. В достойном педантичной германской нации труде оговаривались мельчайшие подробности вплоть до марок болтов и болтиков или сечения отдельных электропроводов. ВМС не шли ни на какие компромиссы: «Есть требования - выполняйте!» Конечно же, «Standard Military Specifications» представлял собой саботаж чистой воды, но ведь проектирование-то шло. Шло в соответствии с заданными требованиями, добавившими, по оценке самих моряков, к массе планера еще 1000 фунтов (450 кг). При этом Командование авиационных систем ВМС не уставало напирать на неприемлемо большой вес самолета, из датированного январем 1964 г. отчета: «F-111B имеет самую большую массу за всю историю палубной авиации, причем масса (в ходе проектирования) становится все больше и больше... При существующей массе получить заданные характеристики невозможно».
ВМС настаивали на отказе от спасательной кабины-капсулы в пользу традиционных катапультируемых кресел (по оценкам, капсула давала 400-500 лишних фунтов) и даже согласились сократить максимальное количество «Фениксов» с шести до четырех.
Под нажимом флота, как уже отмечалось выше, фирма Дженерал Дайнемикс провела ряд мероприятий, направленных на снижение массы планера. В рамках программы WIP (Weight Improvement Program), начатой в декабре 1963 г., масса самолета была снижена сначала на 595 фунтов (270 кг), а затем еще на 668 фунтов (303 кг). Результатом программы WIP стало уменьшение массы до 43162 фунтов (19579 кг), эта величина на 11,3% превышала оговоренную в изначальной «фирменной» спецификации на F-111В. Не самый лучший, но и не самый худший результат.
Таблица 3 |
|
Самолет |
увеличение массы прототипа по сравнению с проектной |
F-111B WIP |
11% |
А-3А |
7% |
А-4А |
-3% |
А-5А |
20% |
А-6А |
13% |
F-4B |
8% |
F-14A |
8% |
Другое дело, что F-111В весил больше, чем любой другой палубный самолет, поэтому в данном случае лишние «проценты» являлись гораздо более критичными. Фирма Дженерал Дайнемикс считала, что добившись в рамках программы WIP снижения массы на 5000 фунтов (2268 кг), она сделала максимум возможного в отношении планера, а масса двигателей и бортового оборудования находилась вне компетенции самолетчиков.