Предыдущая Оглавление Следующая

F-111040.jpg

ЗАМЕНА «БОРТА»

Бортовой комплекс Mk.1 самолета F-111A был ориентирован в первую очередь на доставку атомной бомбы. Оборудование не позволяло применять с самолета высокоточное корректируемое оружие класса воздух-поверхность и ракеты воздух-воздух с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Смещение приоритетов в сторону обычных видов вооружения привело к появлению на самолете поистине революционного «электронного борта» Мк.2. Впервые в самолетном БРЭО широко использовалась полупроводниковая элементная база. В отличие от аналоговой аппаратуры Mk.1, аппаратура системы Мк.2 была цифровой.

Заказчик описывал систему Мк.2 как «единую многофункциональную систему, осуществляющую точную навигацию самолета, управление запуском и наведением управляемых ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", точное бомбометание свободнопадающими бомбами, прицельную стрельбу из пушки по воздушным и наземным целям, а также полет в режиме следования рельефу местности, связь и опознавание государственной принадлежности летательных аппаратов».

От системы Mk.1 комплексу Мк.2 «по наследству» достались радиовысотомер AN/APN-167 и радиолокатор AN/APQ-110. Последний был доработан за счет внедрения полупроводников, модернизированный вариант получил обозначение AN/APQ-128. Вместо РЛС AN/APQ-113 поставили станцию AN/APQ-130 с улучшенной помехозащищенностью и увеличенной дальностью автоматического сопровождения воздушной цели. РЛС AN/APQ-130 позволяет осуществлять наведение УР воздух-воздух среднего радиуса действия AIM-7 «Спэрроу». ИНС AN/AJQ-20 сменила инерциалка AN/AJN-16. Прежняя навигационная система имела приемлемый даже по сегодняшним меркам уход - миля на час полета, у ИНС AN/AJN-16 уход составляет 0,8 мили на час полета. Впервые на тактическом самолете все вычисления проводились двумя центральными БЦВМ AYK-6 фирмы IBM; при выходе из строя одной из машин ее функции брала на себя вторая. Важным новшеством, совершенно ненужным на «атомном» носителе, но необходимым на тактическом истребителе-бомбардировщике, стал блок оптических средств - лазерный дальномер, инфракрасная обзорно-прицельная подсистема и низкоуровневая телевизионная подсистема. У летчиков монтировались многорежимные индикаторы отображения информации на фоне лобового стекла.

Отношение к системе Мк.2 на Капитолийском холме было не менее противоречивом, чем отношение к самолету F-111 в целом. На своем «электронном» уровне система представляла прорыв в технике не меньший, чем сверхзвуковой самолет с крылом изменяемой стреловидности и двухконтурными двигателями. Система получилась исключительно сложной и дорогой. Оснащение 278 самолетов F-111D/F и FB-111 влетело в 1 млрд. долл. Для сравнения — установка комплексов Mk.1 на те же самые машины обошлась бы в 300 млн. долл. На разницу в стоимости можно было построить 70 новых F-111! К тому же быстро отработать все элементы системы Мк.2 не удалось, поэтому в серию сначала пошел упрощенный вариант Мк.2В. Системами Мк.2В оснащались самолеты F-111F, Мк.2 ставилась на F-111D. Бомбардировщики FB-111 комплектовались вариантом системы Мк.2 без радиолокатора AN/APQ-130, но с блоком, позволяющим применять ракеты SRAM класса "воздух-поверхность".

СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, МОДИФИКАЦИИ

В марте 1967 г. сенат утвердил ассигнования на начало серийного производства, предусматривалась закупка 24 F-111В для ВМС США, 331 самолета модификации F-111A для Тактического авиационного командования, 64 бомбардировщика FB-111А для Стратегического авиационного командования , 24 самолета планировалось продать Австралии и 50 - Великобритании. Менее чем через год, 12 февраля 1968 г. с заводского аэродрома в Форт-Уорте ушел в полет 20-й серийный F-111А (50-й построенный), во второй половине 1968 г. завод сдавал заказчику по десять F-111 в месяц.

С 1964 по 1969 г.г. (с учетом прототипов) было построено 156 самолетов F-111A.

Прототипов палубных F-111В изготовили в 1965-1968 г.г. семь самолетов.

Самолеты модификации «D» строились в 1970-1973 г.г., построено 96 машин. По правому борту в носовой части фюзеляжа самолета F-111D предусматривалась возможность установки шестиствольной пушки М-61А1 «Вулкан» калибра 20 мм. В состав БРЭО включена комплексная многофункциональная система Мк.2. Доработан воздухозаборник, установлены двигатели TF-30-H-9 с повышенной тягой.

F-111042.jpg F-111041.jpg
F-111D Узлы поворота консолей крыла на кессоне центроплана

Предыдущая Оглавление Следующая