Представление макета F-111 министру обороны Австралии
АВСТРАЛИЙСКИЕ F-111
К началу 60-х годов дневные бомбардировщики «Канберра», состоявшие на вооружении Австралии, считались устаревшими. Австралия искала им замену. В те годы правительство страны строило амбициозные политические планы: Австралия стремилась в клуб ведущих держав мира. По мнению политического руководства, вхождению в сей клуб могло сильно подсобить ядерное оружие. Поэтому в требованиях к «заменителю» «Канберры» оговаривались не только круглосуточность боевого применения, большой радиус действия, но и возможность доставки к месту назначения «специзделия». Самого «специзделия» у Австралии, кстати, не имелось. В силу особых отношений Австралии с Британией выбор казался очевидным - один из трех V-бомберов. Начальник штаба ВВС зеленого континента маршал авиации Фредерик Шерджер склонялся в пользу «Вулкана», не исключая возможности закупки другой британской машины — TSR-2. На рубеже 50-60-х шли дискуссии о вероятном приемнике «Канберры». В 1962-63 г. споры перешли в практическую плоскость: штаб ВВС издал требования к бомбардировщику, известные как ASR-36 (Air Staff Requirement, требования штаба ВВС). Согласно требованиям самолет должен был быть не только ядерным бомбардировщиком, но и разведчиком. В июне 1963 г. специальная комиссия под руководством нового начальника штаба ВВС маршала авиации Вэлстоуна Хэнкока рассмотрела данные самолетов Дассо «Мираж IV», ВАС TSR-2, Макдоннел F-4C «Фантом II», Норт Америкэн RA-5 «Виджилент» и Дженерал Дайнемикс TFX. Хэнкок склонялся к самолету TFX, однако австралийца удерживал от окончательного «Да» один небольшой нюанс - самолет существовал лишь на бумаге. То же самое, кстати, относилось к TSR-2. Из «живых» требованиям ASR-36 в наибольшей степени удовлетворял «Виджилент». 24 августа министр авиации Дэвид Фэйрбэйрн объявил о намерении Австралии закупить 36 самолетов RA-5 «Виджилент».
Видимо, менеджеры фирмы Дженерал Дайнемикс очень внимательно следили за австралийским конкурсом. В октябре 1963 г. министр обороны США Роберт «TFX» Макнамара пригласил к себе в гости министра обороны Австралии Этола Тоунли. Тоунли вернулся из Штатов очень довольным и без консультации с представителями RAAF (Королевские ВВС Австралии) отыграл назад: объявил о закупке Австралией 18 самолетов TFX в ударном варианте и шести - в разведывательном с началом поставок в июле 1968 г. Ну и зачем нужен был конкурс? Посидели два министра за рюмкой чая, поговорили...
Умные люди договорятся всегда с пользой для дела и для себя. Более того, министр обнародовал еще и «промежуточный» вариант - лизинг 24 бомбардировщиков B-47/RB-47 «Стратоджет». Поражает оперативность действий министра обороны. Менее чем за один месяц он сумел не только позволить Макнамаре всучить любимую игрушку австралийским ВВС, но и организовать одобрение кабинетом министров страны закупки несуществующих в природе самолетов. Решение официально было принято 23 октября 1963 г. Пять недель после принятия решения в австралийских газетах бушевали страсти. Можно представить, в какой прострации находились офицеры штаба RAAF. На нынешнем российском политическом слэнге можно сказать: «Начальника штаба ВВС подставили». Выставили на посмешище перед всем миром. Можно долго спорить по поводу, что для Австралии лучше - F-111 или «Виджилент», но ТАК решения не принимаются, точнее - не должны приниматься. Выбор Австралии в пользу TFX - еще один пример волюнтаризма в непростой истории непростого самолета. О профессионализме министра Тоунли в вопросах авиации в определенной мере может служить намерение взять в лизинг «Стратоджеты». В 20-х числах октября (какова оперативность!) три В-47 из USAF совершили турне по австралийским авиабазам. Личный состав RAAF пришел в ужас от размеров самолетов и сложности их технического обслуживания. В вопросе лизинга «Стратоджетов» штаб ВВС проявил твердость, переходящую в упрямство. Опознавательные знаки страны кенгуру на фюзеляжах и крыльях В-47 не появились.
Опасения штабных офицеров TFX оправдал. Уже после первых полетов прототипа F-111 выяснилось, что самолет не отвечает требованиям ASR-36 по дальности. Надо сказать, на фирме Дженерал Дайнемикс оперативно отреагировали на справедливую критику. Для Австралии предложили несколько измененный вариант с крылом увеличенного размаха, что позволило увеличить дальность полета на 5%. Катастрофы опытных F-111 оптимизма австралийцам не добавили. Все более очевидным становился срыв сроков поставок самолетов - в местных газетах стоял вой. При всем при том, от сделки политики отказываться не собирались. Справедливости ради необходимо отметить, что примерно в это же время в американской прессе критика программы F-111 была во сто крат большей. Поистине по-государственному повели себя в непростой ситуации представители австралийских ВВС. Невзирая на давление со стороны собственного правительства и на усилия американцев, они отказались принимать самолет на вооружение до тех пор, пока не будут решены проблемы, связанные с безопасностью полетов. 8 мая 1968 г. министр обороны Австралии заявил в парламенте своей страны, что на вооружение ВВС не поступит ни один из 24 заказанных F-111 до тех пор, пока не будут получены гарантии полной безопасности самолета. Начало поставок отодвинули на июнь 1969 г. В феврале 1969 г. на F-111 в ходе статических испытаний при неполной нагрузке разрушилось крыло. Австралия направила на фирму Дженерал Дайнемикс представителей, способных разобраться в причинах недостаточной прочности конструкции крыла. Ни о каких поставках в июне речи уже не шло. Очередное нерасчетное разрушение крыла произошло на статических испытаниях в декабре.