МИГ-АТ
БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен автоматической реконфигурированной системой управления, позволяющей воспроизводить в воздухе особенности пилотирования конкретного типа истребителя — МиГ- 29, Су-27, «Мираж»2000, F-16 и т. п.
Управление осуществляется посредством аналогово-цифровой ЭДСУ.
ВООРУЖЕНИЕ. На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески самолета МиГ-АС может размещаться до 2000 кг вооружения, включающего УР класса «воздух—воздух» типа Р-73 и (в случае оснащения самолета БРЛС) РВВ-АЕ. На экспортном варианте УБС возможно применение ракет AIM-9L «Сайдуиндер» или «Мажик».
Для поражения наземных и надводных целей самолет МиГ-АС может нести управляемые ракеты типа Х-29Т, Х-31А и X-31П, а также неуправляемые средства поражения — блоки УБ-16(15 НАР калибром 57 мм) или УБ-8М (20 НАР калибром 80 мм), свободнопадающие авиабомбы и разовые бомбовые кассеты калибром 100, 250 или 500 кг. На центральном подфюзеляжном узле возможна установка подвесного пушечного контейнера УПК-23 с пушкой ГШ-23Л (23 мм).
В перспективе возможно оснащение самолета противотанковым ракетным комплексом «Вихрь».
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 10,16 м; длина самолета 12,01 м; высота самолета 4,42 м; площадь крыла 17,67 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: нормальная взлетная 4610; максимальная взлетная 5690 (МиГ-АС — 7000), топлива во внутренних баках 1680, боевая нагрузка (МиГ-АС) 2000.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 1000 км/ч (Н=2500 м); максимальная скорость у земли 850 км/ ч; взлетная скорость 180—220 км/ч; посадочная скорость 173— 232 км/ч; практический потолок 15.500 м, максимальная скороподъемность 66 м/с; практическая дальность полета 1450 км; перегоночная дальность 3000 км; длина разбега 310—540 м; длина пробега 540—570 м; практическая дальность 1200 км; перегоночная дальность 2600 км; максимальная эксплуатационная перегрузка +8,0/-3,0.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ (УЧЕБНО-БОЕВОЙ) САМОЛЕТ ЯК-130
Учебно-тренировочный самолет Як-130 предназначен для замены в ВВС России и других стран СНГ учебно-тренировочных самолетов L-39 и L-29 чехословацкого производства. Работы по созданию этой машины начались в рамках конкурса, в котором участвовали, также, ОКБ им. А.И. Микояна (проект МиГ-АТ), П.О. Сухого (С.54) и ЭМЗ им. В.М. Мясищева (М-200).
При создании самолета Як-130 учитывалось, что он должен обеспечить подготовку летчиков как для существующих истребителей, так и для перспективных самолетов пятого поколения, имеющих значительно более высокие летные характеристики (в частности, обладающие «сверхманевреностью»). Было решено применить интегральную компоновку и стреловидное крыло, в сочетании с относительно высокой тяговооруженностью, обеспечивающие характеристики маневренности, приближающиеся к соответствующим характеристикам новых истребителей на дозвуковой скорости.
По итогам конкурса в «финал» вышли проекты МиГ-AT и Як-130, которые получили поддержку ВВС. Однако недостаточное финансирование потребовало привлечения к ее реализации зарубежных партнеров.
Основные российские участники программы, помимо АО «ОКБ им. А.С. Яковлева» — нижегородский авиационный завод «Сокол» и государственное предприятие «Завод им.Климова» (г. Санкт-Петербург). Одновременно с созданием УТС Як-130 для российских ВВС и ВВС стран СНГ осуществляется международная программа Як/АЕМ-130, в которой кроме России участвуют Италия (представленная фирмой Аэромакки) и Словакия. Программа рассчитана до 2040 г. и предусматривает начало первых коммерческих поставок самолетов типа Як/АЕМ-130 в 2002—2004 гг.
Серийный выпуск самолетов Як/АЕМ-130 предполагается осуществлять в России (авиазавод «Сокол») и в Италии на фирме Аэромакки. Экспортные Як/АЕМ-130 планируется оснащать словацким ТРДД DV-2, на российских Як-130 предполагается устанавливать лицензионный вариант этого двигателя, который планируется выпускать на заводе им. Климова под обозначением РД-35 (межгосударственное соглашение по двигателю РД-35 подписано между Словакией и Россией в 1995 году).
Разрабатываемый в настоящее время АО «А. Люлька-Сатурн» двигатель АЛ-55 (2500 кгс) рассматривается как перспективный вариант силовой установки для самолета Як-130 и его возможных модификаций. Отдельные элементы этого двигателя (в частности, его газогенератор) соответствуют уровню пятого поколения. Летные испытания АЛ-55 могут начаться в 2001—2002 гг.
Торжественная выкатка первого опытного (летно-демонстрационного) самолета Як-130Д состоялась 30 ноября 1994 года, а первый полет был выполнен 25 апреля 1996 г. В декабре 1998 г. в ходе испытаний самолета Як-130Д в Италии был достигнут угол атаки 42°.
Серийные Як-130 должны отличаться от самолета Як-130Д измененной формой фюзеляжа, обеспечивающей летчикам лучший обзор на взлетно-посадочных режимах. Постройку второго опытного Як-130, конфигурация которого соответствует конфигурации серийной машины, предполагается завершить в Нижнем Новгороде до конца первого полугодия 2000 года. На заводе «Сокол» запущены в производство также семь самолетов опытной серии и начато производство деталей длительного срока изготовления для 10 самолетов установочной серии, предназначенных для ВВС.
По оценкам специалистов фирм Як и Аэромакки, мировой рынок самолетов типа Як-130 оценивается в 1300—1500 единиц.
Кроме базового учебно-тренировочного варианта рассматриваются различные возможные модификации самолета - учебно-боевой, легкий истребитель, штурмовик (легкий боевой самолет) Як-131 и т.п. Корабельный учебно-тренировочный самолет предназначен для замены на российском флоте самолета Су-25УБШ, а также для поставок на экспорт.