Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает моделирование в условиях реального полета: воздушный бой с применением УР класса «воздух—воздух» ближнего боя с использованием лазерной системы имитации стрельбы из пушечной установки; атаку наземных целей с пуском ракет класса «воздух—поверхность»; применение средств бортового комплекса обороны.
Комплекс навигационного оборудования включает инерциально-спутниковую систему.
В каждой кабине самолета Як-130 установлено по два многофункциональных цветных экранных индикатора на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением, имеющие формат 5x5 дюймов. На экспортном варианте (обрыв текста. прим. ВВС)
На Як/АЕМ-130 планируется разместить в каждой кабине по три индикатора, аналогичных используемым на итальянских УБС MB- 339FD. В передней кабине самолета установлен ИЛС, сопряженный с системой видеорегистрации.
Для обучения ведению воздушного боя на самолете предполагается использование лазерной пушки-имитатора, а также приемников лазерного излучения (при попадании на них лазерного луча самолета «противника» должны автоматически включаться дымогенераторы, имитирующие поражение в воздушном бою).
ВООРУЖЕНИЕ. На семи узлах внешней подвески (шести подкрыльевых и одном центральном подфюзеляжном) возможно размещение до 3000 кг вооружения, в частности, до восьми свободнопадающих бомб калибром 250 кг, до четырех бомб калибром 500 кг, четыре КАБ- 500Л, с лазерным наведением, УР класса «воздух—поверхность» Х-25МЛ (на экспортном варианте самолета возможна подвеска ракет AGM-65 «Мейврик»), блоки с НАР.
Вооружение класса «воздух—воздух» включает ракеты ближнего боя с ТГС Р-73 (на экспортном варианте, также, AIM-9L «Сайдуиндер» или «Мажик»2).
На подфюзеляжном узле подвески возможно размещение подвесной пушечной установки.
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 10,40 м; длина самолета 11,25 м; высота самолета 4,78 м; площадь крыла 23,50 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная: в варианте УТС 6200, в варианте УБС 9000; нормальная взлетная 5400, топлива во внутренних баках 1650 кг; топлива с учетом ПТБ 2650.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 1000 км/ч; взлетная скорость 205 км/ч; посадочная скорость 175 км/ч; практический потолок 12.500 м; перегоночная дальность с конформным ПТБ 2220 км; длина разбега 310 м; длина пробега 485 м; максимальная эксплуатационная перегрузка +8/-3, максимальная установившаяся перегрузка 4,9.
Самолет дальнего радиолокационного ДОЗОРА, ОБНАРУЖЕНИЯ И НАВЕДЕНИЯ
В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным радиолокационным комплексом «Лиана», принятой на вооружение в 1965 году. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО «Вега-М» под руководством генерального конструктора В. Иванова приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование «Шмель». Для отработки новой аппаратуры в полетных условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им. А.Н. Туполева приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126, оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами. В качестве альтернативно рассматривался и вариант АКРДН на базе перспективного военно-транспортного самолета Ил -76. Однако прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где началось освоение производства Ту-142 и Ту-154), а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРДН более предпочтительным.
Новый самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения, созданный при участии Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева, получил обозначение А-50. Его поступление в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение.