САМОЛЕТЫ ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ
А-50
САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА, ОБНАРУЖЕНИЯ И НАВЕДЕНИЯ А-50
РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 50,50 м; длина самолета - 46,59 м; высота самолета - 14,76 м; площадь крыла -300,00 м2.
МАССЫ, кг: максимальная взлетная - 190000, топлива - 64820.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Четыре ТРДД Д-30КП (4x12300 кгс).
Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.
ЭКИПАЖ. Летный экипаж - 5 человек, тактический экипаж - 10 человек
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 810 км/ч; скорость патрулирования 600 км/ч; практический потолок - 10200 км; рабочая высота патрулирования - 5000-10000 м; практическая дальность - 5000 км; продолжительность полета - 7 ч.; продолжительность патрулирования на дальности 2000 км - 1,4 ч.; максимальная эксплуатационная перегрузка - 2.
ОБОРУДОВАНИЕ. В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения входят трехкоординатная радиолокационная станция с пассивным каналом пеленгации; аппаратура съема и отображения полученной информации; система активного запроса-ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам; цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели; система госопознавания; аппаратура командной линии радиоуправления; система связи; телекодовая аппаратура; аппаратура документирования. Общая масса радиотехнического комплекса - 20 т.
Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса "истребитель", летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте - 300-600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на усовершенствованном варианте - до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12.
Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторами на ЭЛТ.
БЦВМ выдает обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРДН истребителях - номера, курс, высота, скорость, остаток топлива. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения.
Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона и по широкополосной радиолинии - 400 км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь.
Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, в его состав входят средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (навесные батареи с ложными тепловыми целями).
БРЭО самолета обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. В конце 1960-х гг. начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРДН для наведения истребителей. В 1969 г. в НПО "Вега-М" приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование "Шмель". Для отработки новой аппаратуры в полетных условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им. А.Н. Туполева началась разработка усовершенствованного варианта Ту-126, оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами. В качестве альтернативы рассматривался и вариант АКРДН на базе перспективного военно-транспортного самолета Ил-76. Однако прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе, а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРДН более предпочтительным.
Новый самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения, созданный при участии Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М.Бериева, получил обозначение А-50. Его поступление в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 г.
Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и "Томагавк"), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей.