ТАКТИЧЕСКИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-72
РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 31,89 м; длина - 28,07 м; высота - 8,65 м; площадь крыла - 98,53 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Пустого самолета - 19050, максимальная взлетная - 34500, топлива - 12950, максимальная коммерческая нагрузка -10000,
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРДД Д-36 (2x6500 кгс) или Д-435 (2x7500 кгс), оснащенных системой реверса тяги. Имеется ВСУ.
Запас топлива на самолете Ан-74 составляет 12950 кг, а на Ан-74 увеличен до 13200 кг.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость - 705 км/ч; крейсерская скорость - 550-600 км/ч;
практический потолок - 10700 м; практическая дальность: с максимальной нагрузкой - 800 км, с нагрузкой 7500 кг -2000 км; перегоночная дальность - 4800 км; длина разбега - 930 м; длина пробега - 465 м.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Исследования облика перспективного транспортного самолета с кротким взлетом и посадкой были начаты в Киеве по инициативе О.К. Антонова в 1972 г. Предложение ОКБ нашло поддержку ВВС, заинтересованных во фронтовом военно-транспортном самолете с грузоподъемностью порядка 5 т, предназначенном для замены самолетов Ан-24 и Ан-26.
31 августа 1977 г. новая машина выполнила свой первый испытательный полет. В 1978 г. на Киевском авиационном заводе началась подготовка к серийному производству Ан-72. Однако многочисленные экспортные заказы на самолет Ан-32, имевшиеся у завода, затрудняли освоение выпуска новой техники. В этих условиях было принято решение перевести серийный выпуск Ан-72 в Харьков, где в то время завершалось производство лайнеров Ту-134. Вынужденная пауза, вызванная пересмотром планов серийного производства, была использована ОКБ для внесения существенных изменений в конструкцию самолета. Они были обусловлены появившейся заинтересованностью в Ан-72 министерства гражданской авиации, которое нуждалось в новой транспортной машине, способной заменить Ил-14, Ан-26 и Ан-12 в северных регионах Сибири и Дальнего Востока. Однако гражданскому заказчику требовался самолет с несколько большей дальностью (до 3200 км) и грузоподъемностью (до 10 т), чем исходный Ан-72. В результате появился новый вариант с крылом увеличенного размаха и удлиненным фюзеляжем. Изменения, внесенные в конструкцию, несколько ухудшили взлетно-посадочные и скоростные характеристики машины, однако был достигнут компромисс между требованиями ВВС и МГА.
Первый серийный самолет Ан-72, построенный на Харьковском авиационном заводе, совершил первый полет 22 декабря 1985 г.
Для применения в арктических регионах была создана специальная гражданская модификация Ан-72А с дополнительным рабочим местом штурмана, обзорными блистерами в бортах фюзеляжа, несколько иным составом бортового оборудования и рядом других изменений, вызванных особенностями эксплуатации. В серийное производство "арктическая" модификация пошла в 1989 г. под индексом Ан-74. В дальнейшем этот индекс получили все самолеты типа Ан-72, предназначенные для гражданского использования.
Велись работы по созданию на базе Ан-72 различных целевых модификаций военного и гражданского назначения - морского поисково-спасательного самолета Ан-72ПС, противолодочного самолета с выпускаемым на тросе магнитометром, самолета радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия Ан-72П (Ан-76), транспортного гидросамолета с фюзеляжем-лодкой и подкрыльевыми поплавками. Для использования с палубы авианосцев разрабатывались военно-транспортный самолет и самолет ДРЛО Ан-71. Однако единственной серийной специализированной модификацией Ан-72 военного назначения стал патрульный самолет Ан-72П (второй с таким названием), созданный по заказу ВВС и Управления Пограничной Охраны КГБ СССР.
Несколько самолетов Ан-72П незадолго до распада СССР поступили на вооружение авиации пограничных войск СССР. Машины этого типа несут в настоящее время службу и в составе морской авиации Украины.
Всего до 1991 г. было построено более 160 самолетов Ан-72 и Ан-74. В настоящее время на Харьковском авиазаводе продолжается малосерийное производство самолетов типа Ан-74. В 1995 г. АНТК "Антонов" приступил к разработке новых вариантов самолета - грузового Ан-74-200, оснащенного усовершенствованными двигателями Д-36 серии 3А и имеющего несколько увеличенную взлетную массу, а также конвертируемого грузопассажирского самолета Ан-74ТК-200, способного брать на борт до 52 пассажиров или нести коммерческую нагрузку 10 т на дальность до 800 км. Другими модификациями самолета Ан-74, предлагаемыми АНТК, являются самолет бизнес-класса Ан-74-200Д "Салон", предназначенный для перевозки 10-16 человек в условиях повышенного комфорта; грузовой самолет Ан-74Т-200 с коммерческой нагрузкой 10 т и экипажем из двух человек, а также вариант этой машины Ан-74Т-100 для полетов в условиях повышенной сложности с экипажем, увеличенным до четырех человек; грузопассажирский Ан-74ТК-100 (вариант Ан-74ТК-200 с дополнительным навигационным оборудованием).
Был создан самолет с двигателями на подкрыльевых пилонах, получивший обозначение Ан-74ТК-300, имеющий улучшенные экономические показатели.
В настоящее время приблизительно 20 самолетов типа Ан-72 находятся на вооружении ВВС России. Кроме того, они имеются в составе ВВС Украины, Перу и Казахстана. Ан-72 и Ан-74 эксплуатируются также МЧС России, пограничной службой Украины, авиакомпаниями "Витэйр" и "Газпромавиа". 12 Ан-74ТК заказаны национальной гвардией Ирана.
Ан-72