Предыдущая Оглавление Следующая

Первый полет опытного самолета Ан-124, получившего имя "Руслан", состоялся 24 декабря 1982 г. В январе 1987 года самолет Ан-124 был принят на вооружение военно-транспортной авиации. В том же году первые серийные "Русланы" начали поступать на вооружение частей ВТА. Самолеты применялись для перевозки грузов на большую дальность. Кроме того, их можно было использовать для посадочного десантирования людей и техники.

Ан-124 может брать на борт до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Однако парашютное десантирование людей из "Руслана" затруднено из-за ограничений, обусловленных аэродинамическими факторами (следует отметить, что и американский аналог Ан-124 - Локхид Мартин С-5 "Гэллакси" - используется только для стратегических авиаперевозок, не привлекаясь к решению задач по парашютному десантированию).

В конце 1980-х гг. был разработан проект военно-транспортного самолета Ан-124А с улучшенной проходимостью по взлетно-посадочным полосам 2-й категории за счет применения второго ряда дополнительных стоек шасси. Однако по ряду причин (как технического, так и экономического плана) эта модификация так и не была построена.

30 декабря 1992 г. был сертифицирован усовершенствованный вариант самолета - Ан-124-100 (помимо постройки новых машин данной модификации, в вариант Ан-124-100 дорабатываются ранее построенные Ан-124 ВВС России). Изучалась возможность переоснащения самолета "Руслан" модификацией перспективного винто-вентиляторного двигателя НК-93, а также новой авионикой (в частности - экранными многофункциональными индикаторами) .

Помимо военно-транспортных вариантов "Руслана" создаются модификации самолета, предназначенные для использования гражданскими авиаперевозчиками. В 1995 г. был разработан Ан-124-100М, отличающийся от Ан-124-100 установкой зарубежной авионики (в частности, ИНС Литтон LTN-92, приемника спутниковой навигации фирмы Коллинз и другого оборудования). Летный экипаж сокращен до четырех человек.

Проработан вариант Ан-124-102 с новым информационно-управляющим полем кабины, выполненным с использованием многофункциональных экранных индикаторов. Применение новой авионики позволило уменьшить летный экипаж до трех человек (два летчика и бортинженер).

С 1996 г. исследовались модификации Ан-124-130 и Ан-124-200 (соответственно, с ТРДД Дженерал Электрик CF6-80 и CF6-80C2).

Рассматривался противопожарный вариант AH-124FFR, способный сбросить на очаг возгорания до 200 т воды (в том числе 70 т, принимаемых в центральный топливный бак вместо топлива).

В Киеве на авиазаводе № 473, до конца 1995 г. (когда производство "Русланов" на Украине было прекращено) построено 19 самолетов типа Ан-124, включая первый опытный. 36 машин выпущено в Ульяновске (серийное производство продолжается). ВВС России располагают примерно 25 ВТС Ан-124 и Ан-124-100, остальные "Русланы" находятся в распоряжении гражданских авиакомпаний России и Украины. В 2002 г. два "Руслана" приобрели ВВС Ливии.

САМОЛЕТ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ИЛ-20М

РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 37,40 м; длина самолета - 35,90 м; высота самолета - 10,17 м; площадь крыла - 140,0 м2.

МАССЫ, кг. Взлетная - 64000.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен четырьмя ТВД АИ-20М (4x4250 л.с.) с воздушными винтами АВ-68И.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость - 685 км/ч; практическая дальность - 4300 км.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен многоканальным комплексом разведки, работающим одновременно в различных диапазонах. В подфюзеляжном контейнере размещена фазированная антенная решетка (ФАР) РЛС бокового обзора (нижняя часть обтекателя выполнена из радиопрозрачного материала и может откидываться для облегчения доступа к антенне). Блоки РЛС расположены в багажном отсеке. Станция обеспечивает ведение перспективной радиолокационной съемки местности и определяет местоположение крупных радиолокационно-контрастных объектов типа плотин, мостов, дорожных развязок.

В переднем салоне расположены аэрофотоаппараты А-87П, установленные по бортам фюзеляжа за "фотоокнами" под обтекателями, закрытыми оптическими стеклами. В задней части обтекателей установлены антенны станции общей радиотехнической разведки (РТР).

В нижней части фюзеляжа расположены антенны детальной РТР.

Имеется станция перехвата открытых радиопереговоров, обслуживаемая особым оператором, хорошо знающим (вплоть до особенностей слэнга) иностранный язык, на котором противник ведет радиообмен.

FaRu3067.jpg

Специальный вариант самолета Ил-18 для перевозки командного состава, оснащенный системами спецзвязи

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

На базе пассажирского самолета Ил-18Д, созданного в 1965 г. и имевшего по сравнению с предыдущими машинами типа Ил-18 дополнительные топливные баки в центроплане и, как следствие, большую дальность полета (до 6500 км), был разработан самолет радиотехнической разведки Ил-20М, по своим задачам близкий американскому разведывательному самолету Боинг RC-135. Машина, созданная в конце 1960-х годов, имела заводской индекс "изделие 17". Основной задачей самолета было вскрытие радиолокационных средств противника в прифронтовой полосе, а также ведение радиолокационной разведки.

В связи с установкой многочисленного целевого оборудования конструкция планера была несколько усилена. Демонтировали большую часть "бытового" оборудования (туалеты, буфет, гардероб). Потребовалось внесение изменений в кислородное и спасательное оборудование.

Серийный выпуск Ил-20М продолжался до 1976 г., было построено около 20 самолетов, которые активно использовались в Восточной Европе, Закавказье и на Дальнем Востоке.

В середине 1970-х годов по заказу военно-космических сил на базе Ил-20М был создан самолетный измерительный пункт (СИП) Ил-20РТ, оснащенный оборудованием приема телеметрической информации с борта ракет и космических аппаратов в зонах, где прием и регистрация данных наземными или корабельными средствами невозможны. Для размещения специфического оборудования (приемные радиотелеметрические станции, система единого времени СЕВ-12, дополнительные средства связи) на верхней и в хвостовой части фюзеляжа были смонтированы специальные обтекатели. Бортовой измерительный комплекс Ил-20РТ обслуживали 10 операторов. Было построено пять самолетов Ил-20РТ, которые базировались в Ленинске (Байконуре). В конце 1980-х - начале 1990-х гг., после появления СИП на базе Ил-76, самолеты Ил-20РТ были переданы авиации ВМФ, где применялись в качестве транспортных.

Предыдущая Оглавление Следующая