На базе Ил-18Д был создан также воздушный командный пункт (ВКП) Ил-22. В общей сложности было выпущено около 30 этих самолетов, оснащенных аппаратурой обработки информации, а также средствами связи и управления. Модернизированный вариант ВКП получил обозначение Ил-22М.
Самолет Ил-20М, в целом, подобен пассажирскому самолету Ил-18Д и отличается оборудованием и наличием специальных систем. Внесены изменения в кислородное оборудование, все кресла экипажа приспособлены под парашют. С правой стороны фюзеляжа вместо люка багажного отсека оборудован люк аварийного покидания, соединенный с рабочим отсеком специальной шахтой.
Экипаж самолета включает 13 человек - два летчика, штурман, бортинженер, бортрадист и восемь операторов разведывательного оборудования.
Самолеты Ил-18 в варианте "Салон", спроектированные на базе пассажирских Ил-18Д, используются для перевозки высшего командного состава ВВС РФ.
Ил-76
ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76
РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 50,50 м; длина самолета - 46,59 м; высота самолета - 14,76 м; площадь крыла - 300,00 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ (Ил-76МД), кг. Пустого самолета - 96000, нормальная взлетная - 172000, максимальная взлетная - 190000, топлива нормальная - 56000, топлива максимальная - 90000, нормальная десантная нагрузка - 32000, максимальная десантная нагрузка - 43000.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Четыре ТРДД Д-30КП-2 (4x12000 кгс) или ПС-90АН (4x16000 кгс) с системами реверса тяги створчатого (ковшового) типа. Имеется ВСУ ТА-6.
Топливо (109840 л) размещается в кессонных крыльевых баках.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (Ил-76МД). Максимальная скорость -825 км/ч; крейсерская скорость - 750 км/ч; скорость десантирования - 260 км/ч; практический потолок - 12000 м; практическая дальность полета с нормальной десантной нагрузкой - 4600 км; максимальная дальность - 7500 км; длина разбега - 1860 м; длина пробега - 880 м.
ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен радиолокационным прицельным комплексом "Купол-2", обеспечивающим аэронавигацию и точное сбрасывание грузов.
Комплекс бортового транспортного оборудования обеспечивает возможность проведения погрузочно-разгрузочных операций без применения специального наземного оборудования. Имеются две лебедки с тяговым усилием по 3000 кгс, четыре электротельфера грузоподъемностью по 2500 кгс (могут выдвигаться за обрез рампы на 5,65 м и поднимать грузы прямо с кузова автомобиля).
Самолет способен принимать на борт 126 парашютистов десантников, 145 (а при установке навесной палубы - 225) солдат в полном снаряжении или 114 раненых.
ВООРУЖЕНИЕ. Ил-76 оснащен кормовой пушечной установкой с двумя 23-мм пушками ГШ-23Л. Кормовая гермокабина стрелка выполнена отделяемой от грузовой кабины, что позволяет быстро трансформировать самолет из военного в гражданский вариант (и наоборот).
Под внешними консолями крыла могут располагаться два пилона для подвески авиабомб или контейнеров РЭБ.
Имеются средства РЭБ, включающие станции постановки активных радиолокационных помех. По бокам фюзеляжа могут крепиться навесные 96-зарядные контейнеры с ложными целями.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по созданию первого отечественного реактивного военно-транспортного самолета начались в 1967 г. Первый полет опытного Ил-76 состоялся 25 марта 1971 г. В 1974 г. завершились государственные испытания, Ил-76 был принят на вооружение ВВС. Серийное производство налажено в Ташкенте. Строились варианты Ил-76, Ил-76М и Ил-76МД (для использования в ВВС), а также гражданские Ил-76Т и Ил-76ТД.
Первые самолеты Ил-76 имели взлетную массу 157 т и перевозили 40 т груза при эксплуатации с бетонных ВВП и 33 т - при полетах с грунта. В дальнейшем взлетная масса последовательно увеличивалась до 170, 180 и 210 т, а полезная нагрузка - до 47 т (Ил-76МД).
Самолет получил усовершенствованные двигатели Д-30КП серии 2, был несколько увеличен запас топлива. На Ил-76МД появилась дополнительная аппаратура РЭБ, предназначенная для постановки активных и пассивных помех УР класса воздух-воздух и земля-воздух с радиолокационным и тепловым наведением.
Были созданы противопожарная, поисково-спасательная и ряд других модификаций. На базе Ил-76 разработан самолет-заправщик Ил-78, самолет ДРЛО А-50 и другие машины различного целевого назначения, в частности, воздушный командный пункт (ВКП) Ил-82, оснащенный комплексом связного оборудования (включающего системы спутниковой связи). Для размещения дополнительного БРЭО над передней частью фюзеляжа ВКП сформирован дополнительный отсек.
Всего выпущено более 950 самолетов Ил-76 всех модификаций, более 120 из которых поставлено на экспорт. В настоящее время Ил-76 используются ВВС России (около 240 Ил-76М и Ил-76МД), Алжира (три М и шесть МД), Азербайджана (один М и два МД), Белоруссии (32 МД), Индии (24 МД), Йемена (один ТД), Ирака (один самолет ДРЛО "Абадан"), Ирана (12), Китая (18), Ливии (25 М и ТД), Северной Кореи (три Т), Сирии (четыре М) и Украины (около 100 различных модификаций).
В числе гражданских эксплуатантов Ил-76 - авиакомпании "Аэрофлот" (12 Ил-76ТД), "Атлант Союз" (13), "Крас Эйр" (11), "Трансавиа Экспорт" (22), "Эйр Сервис Украина" (11), "Узбекские авиалинии" (15) и другие, всего в гражданских авиакомпаниях имеется более 280 самолетов всех модификаций.