Франция
ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ПОХОД АТОМНОГО АВИАНОСЦА "ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ"
Участие Франции в боевых действиях на территории Афганистана получило название операция "Heracles", в операции принял участие новейший авианосец французских ВМС "Шарль де Голль". После продажи в ноябре 2001 г. авианосца "Фош" Бразилии, "Шарль де Голль" остался единственным французским авианосцем ("Клемансо" выведен из боевого состава ВМС в 1998 г.). Ходовые испытания атомного авианосца начались в январе 1999 г. В ходе испытаний было выявлено значительное число конструктивных и технологических дефектов вплоть до неправильного выбора геометрических размеров полетной палубы и неудачной конструкции гребных винтов. На борту корабля возможно базирования до 40 самолетов. Авианосец оснащен двумя паровыми катапультами С13-3 с длиной трека 75 м. Водоизмещение корабля 42 600 т.
На 2002 г. планировался первый дальний поход атомного авианосца "Шарль де Голль" к берегам Австралии, но правительство Франции приняло решение направить корабли в Индийский океан в составе "Task Force 473". На авианосце находилось 16 истребителей-бомбардировщиков "Супер Этандар Modernises" (SEM, "Super Etendard Modernises"), два истребителя "Рафаль", два самолета ДРЛОиУ Е-2С "Хокай", два вертолета "Дофин", два вертолета "Пума", один вертолет "Алуэтт III".
Как и корабль, истребителям "Рафаль" впервые предстояло принять участие в боевых действиях. К моменту выхода 473-го оперативного соединения из ВМБ Тулон в декабре 2001 г. программа подготовки летчиков для новых самолетов еще не была завершена, поэтому количество "Рафалей" в составе корабельной авиагруппы пришлось ограничить двумя самолетами. Интенсификация подготовки позволила увеличить количество "Рафалей" на борту авианосца до семи. Пять "Рафалей" совершили беспосадочный перелет на корабль в середине февраля из Франции, когда "Шарль де Голль" уже находился на переходе в Индийский океан. Перелет палубных истребителей обеспечивали самолеты-заправщики ВВС Франции KC-135F.
Истребители-бомбардировщики "Супер Этандар" принадлежат Flottille 17F. На борту авианосца находились модернизированные по стандарту 3 и стандарту 4 самолеты. Первые модернизированные "Супер Этандары" авиация ВМС Франции получила в 1993 г. В ходе модернизации полностью было обновлено приборное оборудование кабины и установлена РЛС Tomcoh-CSF "Анемон". На самолетах стандарта 3 дополнительно предусмотрена подвеска контейнера с лазерным дальномером-целеуказателем, позволяющим использовать управляемые ракеты воздух-поверхность AS.30L и корректируемые авиабомбы с лазерным наведением. Самолеты стандарта 4 последним вариантом истребителя-бомбардировщика "Супер Этандар Modernises", оснащенным (кроме прочего) приемником предупреждения об электромагнитном облучении, устройствами отстрела ИК ловушек и уголковых отражателей в двух дополнительных пилонах для подвески вооружения. Некоторые самолеты 4 SEM доработаны путем замены бортовых пушек с боекомплектом на разведывательные комплекты CRM.280.
Поисково-спасательные операции возлагались на вертолетное подразделение из состава Flottille 35F: два вертолета SA.365F "Дофин" и один вертолет "Алуэтт III". Два транспортных вертолета "Пума" из состава авиагруппы авианосца принадлежали 3-му вертолетному полку армейской авиации.
Французскому авианосцу впервые в истории предстояло действовать в одном соединении с авианосцами ВМС США, из-за чего пришлось провести ряд мероприятий организационно-технического плана, связанных с организацией полетов самолетов и вертолетов.
Большую часть времени авианосец "Шарль де Голль" находился на позиции в Аравийском море, ему был отведен участок акватории размерами 111x65 км. Корабль находился на большом удалении от района боевых действий (расстояние до Кандагара полрядка 900 км, до Кабула - 1200 км), поэтому боевые вылеты ударных самолетов производились с дозаправкой в воздухе от самолетов КС-10 и КС-135 ВВС США или "Тристар" ВВС Великобритании. Ежедневно для выполнения боевых заданий выделялось два самолета ДРЛО Е-2С и пять истребителей-бомбардировщиков "Супер Этандар"; самолеты ДРЛО выполняли по одному полету, истребители-бомбардировщики - по два. Порядка 40% от общего числа боевых вылетов выполнили разведывательные самолеты, оснащенные аппаратурой CRM.280. В период проведения операции "Анаконда" интенсивность работы палубной авиации увеличилась, к нанесению ударов по наземным целям привлекались истребители "Рафаль", выполняя иногда по 12 боевых вылетов в день.
Вертолеты "Пума" неоднократно высаживали досмотровые партии спецназа из подразделений SEAL на суда, которые подозревались в перевозке оружия.
Авианосец 24 апреля ушел из Аравийского моря в Сингапур, вернулся на позицию в середине мая. Первый боевой поход атомного авианосца "Шарль де Голль" в общей сложности продолжался восемь месяцев.