Поэтому "Боинг" объявил, что переориентирует свои исследования на создание перспективного дозвукового высокоэффективного самолета "Супер Ифишент" ("Super Efficient"), которые может появиться в эксплуатации в 2008 г. Фирма заявила, что планирует в конце 2003 г. добиться у совета директоров его одобрения, после чего программа получит официальный статус.
Самолет "Супер Ифишент" (см. рисунок) предназначен для перевозки 200-250 пассажиров на маршрутах протяженностью около 13900 км. По своим размерам он должен соответствовать самолетам Боинг 757 и 767, т.е. иметь крыло размахом порядка 55 - 56 м и длину в пределах 59 м. В его конструкции предполагается использовать ТРДД со степенью двухконтурности 10 и более, усовершенствованное крыло со стреловидными законцовками, комплекс авионики нового поколения, усовершенствованную ВСУ и т.д. Фирма считает, что по экономичности самолет "Супер Ифишент" будет лучше авиалайнеров Боинг 747-400 и 777 на 15-20%, по уровню шума он будет иметь большой запас даже по будущей главе 4 ИКАО.
1 - усовершенствованная кабина экипажа; 2 - усовершенствованные композиционные материалы в силовых и несиловых элементах планера; 3 - ТРРД со степенью двухконтурности 10 и более; 4 -стреловидные законцовки крыла; 5 - усовершенствованная система управления; 6 - усовершенствованная ВСУ; 7 - закрылки упрощенной конструкции; 8 - предкрылки упрощенной конструкции; 9 - фюзеляж, имеющий сечение, позволяющее размещать в нижних отсеках грузовые контейнеры LD3
ИССЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ СКОРОСТНЫХ ВИНТОКРЫЛЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
На состоявшейся в Уильямсбурге международной конференции Американского института авиации и космонавтики (AIAA) по проблемам разработки вертикально взлетающих аппаратов фирмы ""Боинг"", "Сикорский" и "Белл" представили доклады, посвященные исследованиям перспективных скоростных пассажирских винтокрылых аппаратов. Эти исследования проводились в рамках концептуальной программы RIA (Runway Independent Aircraft), финансируемой NASA и предусматривающей создание пассажирского СВВП или СКВВП, который в перспективе поможет разгрузить аэропорты в виду намечающегося роста объема воздушных перевозок. В 2001 г. НИЦ им. Эймса выдал перечисленным выше фирмам контракты на проведение поисковых исследований скоростных винтокрылов, направленных на определение их летных характеристик и ключевых технологий, необходимых для их создания. В дальнейшем предполагается выбрать один проект для последующей разработки. Все три фирмы свои надежды связывают с намечаемым возобновлением в NASA в 2003 ф.г. исследований по винтокрылым летательным аппаратам, которые были прекращены в 2001 ф.г.
Рисунки проектов скоростных пассажирских винтокрылых летательных аппаратов Боинг ACT (слева) и Сикорский RVR, исследуемых в рамках программы RIA
В докладе главного инженера отделения "Фантом Уоркс" фирмы "Боинг" Гарольда Розенштайна отмечалось, что на начальном этапе исследований была проведена оценка различных схем летательных аппаратов, включая варианты с останавливающимися и складывающимися поворотными винтами, скоростной вертолет двухвинтовой схемы, СВВП с поворотным крылом, СВВП по схеме "утка" с двухлопастным останавливаемым несущим винтом с газовым приводом (концепция CRW) и обычный вертолет двухвинтовой продольной схемы. Для детальной проработки был выбран СВВП с поворотными винтами ACT (Advanced Civil Tiltrotor), который по результатам экономического анализа оказался наиболее дешевым с точки зрения эксплуатационных затрат на место-км.
Особенностями конструкции СВВП ACT (см. рисунок) являются ПГО и W-образное крыло размахом 20 м, которое обеспечивает, с одной стороны, необходимую жесткость, а с другой - минимальные потери при обдуве поворотными винтами в полете на вертикальных режимах. На самолете используются пятилопастные винты диаметром 15 м. Пассажирский салон рассчитан на 90 мест; кресла располагаются по схеме 3+3. Розенштайн сказал, что СВВП ACT на самолетном режиме будет иметь максимальную крейсерскую скорость 650 км/ч. При вертикальном взлете масса платной нагрузки составит около 9100 кг, а при взлете с разбегом длиной 460 м - более 18000 кг. Дальность полета превысит 1100 км. Доклад инженера фирмы "Сикорский" Дейла Эшби был посвящен проекту скоростного винтокрыла RVR (Reverse Velocity Rotorcrfat), в конструкции которого используется несущий винт, подъемная сила у которого создается и на отступающих лопастях. Такой несущий винт позволяет практически полностью исключить зону обратного обтекания и устранить явления срыва, а также уменьшить сопротивление винта на 15%. На винтокрыле RVR предполагается использовать восьмилопастный несущий винт и расположенный в хвостовой части фюзеляжа толкающий вентилятор в кольцевом канале с дефлекторными лопатками (см. рисунок). Лопасти несущего винта имеют линейное сужение 20% и индивидуальную систему управления. Силовая установка будет состоять из трех усовершенствованных ГТД. В составе трансмиссии используется двухскоростной главный редуктор, который будет обеспечивать высокую скорость вращения несущего винта на вертикальных режимах полета и уменьшенную - в крейсерском полете.
Винтокрыл RVR имеет взлетную массу 27000 кг и рассчитан на перевозку 80 пассажиров на маршрутах протяженностью 920 км. Максимальная крейсерская скорость равна 630 км/ч. Несущий винт имеет удельную нагрузку на ометаемую площадь 83 кгс/м2. С помощью крыла (размах 15 м) эта нагрузка в крейсерском полете может быть уменьшена до 78 кгс/м2, что позволит обеспечить экономию в расходе топлива. По словам Эшби. "в крейсерском полете винтокрыл будет больше похож на автожир, так как на долю крыла придется 60-70% подъемной силы".
"Белл" в основу 120-местного СВВП положила концепцию летательного аппарата QTR (Quad Tilt Rotor), имеющего четыре поворотных винта, установленных на концах двух тандемно расположенных крыльев. В этом проекте широко используется опыт разработки многоцелевого СВВП V-22 "Оспри" и экспериментального СВВП XV-15.