ЕВРОПА
ЛЕТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ С ИСТРЕБИТЕЛЕМ ЕВРОФАЙТЕР "ТАЙФУН"
В ходе испытательного полета 21 ноября разбился двухместный прототип истребителя Еврофайтер "Тайфун". Прототип принадлежал ВВС Испании и нес опознавательные знаки испанских ВВС (бортовой код ХСЕ.16-10, серийный номер DA6). Вскоре после взлета на высоте 12200 при скорости полета М=0,7 отказал один из двигателей. Экипаж в составе летчика-испытателя фирмы EADS CASA полковника Эдуардо Куадрадо и летчика-испытателя ВВС Испании Игнасио Ломбо снизился до высоты 9150 м и предпринял попытку запустить остановившийся двигатель. Попытка успехом не увенчалась, а через несколько секунд остановился второй двигатель.
Самолет DA6 является опытным и не оснащен аварийной турбиной с приводом от набегающего потока воздуха, поэтому в результате отказа обоих двигателей прекратилась работа гидравлической и электрической систем. Самолет стал неуправляемым. Оба летчика благополучно катапультировались. Самолет упал в 12 ч 15 мин местного времени в малонаселенной местности в 100 км от Мадрида. Это первый потерянный за весь период летных испытаний истребитель Еврофайтер "Тайфун". Самолет DA6 в 362 испытательных полетах налетал 326 часов. Полеты всех самолетов Еврофайтер были временно прекращены на 24 суток, хотя официального сообщения о запрете полетов не было.
КИТАЙ
ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОЗАМЕТНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ J-X
Государственная китайская авиационная корпорация AVIC I поручила фирме "Шеньян" возглавить работы по созданию нового тяжелого истребителя J-X, соответствующего истребителям четвертого поколения. По сообщениям источников, близких к корпорации AVIC 1, для этого самолета уже разрабатываются двигатели и вооружение. Кроме того, рассматривается несколько его возможных компоновок. В ближайшее время должны начаться испытания моделей самолета J-X в аэродинамической трубе. Одна из моделей показана на рисунке. По мнению западных специалистов, в конструкции этой модели частично использованы некоторые элементы техники "стеле", реализованные на истребителе Локхид Мартин F/A-22, в частности, вооружение, размещенное во внутренних отсеках и т.д. При этом обращает на себя внимание более простая конфигурация крыла и стабилизатора, а также однокилевое оперение.
На самолете J-X предполагается использовать два ТРДДФ WS10A. Эти двигатели в настоящее время проходят испытания на одном из истребителей Су-27СК, состоящих на вооружении ВВС Китая. Двигатель WS10A, находящийся в разработке почти 10 лет, предполагается устанавливать также на истребителе J-10A. Этот истребитель уже летает, но формально остается пока засекреченным.
Успехи, достигнутые китайскими двигателистами, позволяют предположить, что на самолетах J-10A и J-X будут использоваться ТРДДФ WS10A с системой управления вектором тяги. Такой вывод западные эксперты сделали на основании просмотра телефильма о посещении председателем КНР Цзянь Цзэ-минем завода в Шеньяне, где он ознакомился с состоянием работ по самолету J-X. Во время демонстрации модели самолета можно было заметить осесимметричные сопла, которые могли отклонять вектор тяги на угол ±15° в любом направлении. По словам одного источника в корпорации AV1C I, в действующем пятилетнем плане развития промышленности КНР имеется пункт, предусматривающий "модернизацию самолета J-10A с целью обеспечения возможности взлета с коротких ВПП и маневренности, сопоставимой с маневренностью американского ударного истребителя Локхид Мартин F-35.
Для будущего истребителя ведется разработка нескольких многорежимных прицельно-поисковых РЛС, в частности, исследуется проект РЛС "тип 1473". По имеющимся сведениям эта РЛС имеет дальность действия 150 км, может одновременно сопровождать 15 целей и обеспечивать стрельбу по шести - восьми. Предполагается, что в этой станции будет использоваться ФАР. Другим вариантом может стать российская РЛС "Жемчуг", которая, в частности, может дать возможность будущему морскому варианту истребителя J-10A нести более совершенные образцы вооружения, например, противокорабельные ракеты Х-31А. (Официальные представители в военной промышленности КНР подтвердили корреспонденту еженедельника "Джейнс Дифенс Уикли", что в августе 2002 г. первые 10 истребителей J-10A, оснащенные российскими ТРДД АЛ-31ФН, были размещены на авиабазе под Нанкином для проведения учебно-тренировочного процесса. В 2003 г. предполагается приступить к постройке двухместного истребителя J-10B, который будет обладать повышенными боевыми возможностями и использоваться в качестве ударного морского самолета,)
Модель истребителя J-X
По данным западных экспертов, в КНР ведутся работы по РЛС с активными и пассивными ФАР. Имеются сведения о переговорах относительно закупки РЛС "Перо" и что 20 комплектов таких антенн уже получены китайской стороной.