Предыдущая Оглавление Следующая

P47007.jpg

Макет истребителя Р-44

Однако к 1941 г. «Лансер» уже не соответствовал требованиям времени. Он не поспевал за быстро меняющимися реалиями воздушной войны в Европе. Самолет имел недостаточную маневренность и скороподъемность, на нем отсутствовало бронирование пилота и протектирование баков. В результате армия отказалась от запуска Р-43 в серию. К тому же еще 13 сентября 1939 г. армия уже заказала восемь более перспективных истребителей Рипаблик AP-4J под обозначением Р-44. Однако новые сообщения о боевых действиях в Европе показывали, что и этот истребитель отстает от растущих требований. В результате Александр Картвели начал работы над совершенно новым самолетом с еще более мощным двухтысячесильным двигателем R-2800, ставшим известным позже как Р-47 «Тандерболт».

Казалась, что Р-43 уже не имеет будущего. Но так как двигатель R-2800 «Дабл Уосп» еще не был готов для установки на Р-47, армия решила загрузить сборочные линии заводов Северского, точнее, теперь уже фирмы Рипаблик, каким-либо промежуточным типом истребителя. В результате и был выдан заказ на Р-43.

В конце 1940 г армия заказала 44 самолета Р-43 «Лансер». В целом они были идентичны YP-43. Первый Р-43 был поставлен 16 мая 1941 г., а последний - 28 августа 1941 г.

Вслед за Р-43 в серию был запущен Р-43А. Всего было выпущено 80 Р-43А. Их поставки начались в сентябре 1941 г. Главным отличием от Р-43 была установка двигателя R-1830-49, развивавшего те же самые 1200 л.с., но уже не у земли, а на высоте 7625 м. Вооружение было усилено до четырех 12,7-мм пулеметов. Максимальная скорость на высоте 7625 м достигала 570 км/ч. Высота 4575 м набиралась за 6 минут. Потолок был 10980 м, дальность полета - 1040 км. Вес пустого составлял 2722 кг, взлетный - 3375 кг.

Поступившие на вооружение армейской авиации США Р-43 попали в 1-ю истребительную группу в Сельфридж-филде, штат Мичиган, в 55-ю истребительную группу в Портленд-филде и, наконец, в 14-ю истребительную группу в Марч-филде, штат Калифорния. Эксплуатация Р-43 в составе этих групп была недолгой - их вскоре перевооружили на Р-38 «Лайтнинг».

30 июня 1941 г. было заказано еще 125 самолетов для поставок в рамках программы ленд-лиза китайским ВВС, хотя главной целью была опять же загрузка производственных мощностей на заводе в Фармингдейле. «Китайские» Р-43 получили обозначение Р-43А-1. От Р-43А они отличались двигателем Пратт&Уитни R-1830-57. Вооружение состояло из четырех крыльевых 12,7-мм пулеметов. Самолет получил бронезащиту пилота и протектирование баков. Была предусмотрена возможность подвески сбрасываемого 189-л бака, одной 90-кг или шести 9-кг бомб. Максимальная скорость на высоте 3050 м достигала 570 км/ч. Потолок был 11000 м. Перегоночная дальность полета достигала 2320 км. Вес пустого - 2722 кг, взлетный - 3375 кг, максимальный - 3850 кг.

Производство Р-43А-1 было завершено в марте 1942 г. после поставки 108 самолетов Китаю. Эти машины лишь ограниченно использовались в боях, так как оказались малоподходящими на роль истребителя - слишком плоха была маневренность, протектирование баков оказалось ненадежным, а успех в боях с японцами - мизерным.

Армейские ВВС США рассматривали Р-43 только в качестве самолета промежуточного типа, практически небоеспособной машиной. Ни один американский Р-43 так и не был использован в боях, все они оставались в Штатах.

В 1942 г. американские Р-43 и Р-43А были переоборудованы в фоторазведчики и переименованы в Р-43В. В хвостовой части самолетов ставились фотоаппараты. Эти машины опять же использовались лишь в учебных эскадрильях разведки до поступления на вооружение Локхида F-4.

В Р-43В были также переоборудованы Р-43А-1, не попавшие в Китай. В 1942 г. их передали австралийским ВВС.

Всего в разведчики Р-43В было переоборудовано 150 «Лансеров». В октябре 1942 г. оставшиеся Р-43 были переименованы в RP-43. Буква R означала, что самолеты уже не предназначались для какого-либо боевого использования.

Нельзя сказать, что конструкторы фирмы Рипаблик в то время поставили крест на неудачном Р-43. В это время ими прорабатывался усовершенствованный вариант «Лансера», получивший обозначение Р-44 «Рокет».

Как уже говорилось выше, еще 13 сентября 1939 г. армия заказала восемь опытных самолетов этого типа. Р-44 должен был получить более мощный 1400-сильный двигатель Пратт Уитни R-2180-1. На чертежах Р-44 все еще напоминал Р-43, но носовая часть была удлинена, а вооружение усилено до шести пулеметов.

Однако сообщения о боевых действиях в Европе, пришедшие весной 1940 г., показали, что даже Р-44 «Рокет» отстает от современных требований. В результате Александр Картвели и его конструкторы решили полностью, переработать проект, получивший фирменное обозначение АР-10. Именно опытный АР-10, оснащенный сверхмощным перспективным двигателем и суливший военным небывалую скорость полета, как раз и был заказан армейской авиацией США в ноябре 1939 г. под официальным обозначением ХР-47. Так как ХР-47 был многообещающим проектом, армия 13 сентября 1940 г. решила прекратить работу над Р-44 еще до готовности первого опытного образца.

Картвели и его конструкторы сосредоточили все усилия на разработке Р-47.

Р-47. РОЖДЕНИЕ

Первоначальный проект Р-47 очень сильно отличался от самолетов, которые впоследствии тысячами сходили со сборочной линии заводов Рипаблик. Когда в августе 1939 г. Картвели представил армейскому воздушному корпусу США свой проект АР-10, планировалось создать истребитель под двигатель жидкостного охлаждения Аллисон V-1710-39 мощностью 1150 л.с., что было не совсем обычно для этого конструктора. Ведь Картвели предпочитал двигатели воздушного охлаждения. При взлетном весе самолета 2224 кг планировалось достичь скорости 664 км/ч. Вооружение должно было состоять из пары 12,7-мм синхронных пулеметов.

Армейский воздушный корпус рассмотрел предложение и был весьма впечатлен. Однако армейские специалисты потребовали усилить вооружение, даже в ущерб летным характеристикам. Картвели увеличил размеры АР-10 и добавил четыре 7,62-мм крыльевых пулемета. Взлетный вес возрос до 2982 кг. В ноябре 1939 г. армейский воздушный корпус заказал по проекту АР-10 прототип истребителя под обозначением ХР-47 с серийным номером 40-3051.

Предыдущая Оглавление Следующая