Предыдущая Оглавление Следующая

P47082.jpg

Р-72 с четырехлопастным винтом

P47083.jpg

ХР-72 с шестилопастным соосным винтом

P47084.jpgP47085.jpgP47086.jpg

XР-72

ХР-72

Проект ХР-72 был предложен Александром Картвели в качестве потенциальной замены "Тандерболта". Работы по нему шли параллельно с проектом истребителя сопровождения ХР-69.

Если проект ХР-69 был новой разработкой, то ХР-72 представлял собой довольно логичное развитие линии Р-47 "Тандерболт". ХР-72 был первым истребителем, разработанным под циклопический 28-цилиндровый двигатель Пратт &Уитни R-4360 "Уосп мэйджер" - самый мощный поршневой двигатель Второй мировой войны. Крыло и оперение было сохранено от Р-47, но фюзеляж был увеличен и усилен. Под фюзеляжем был установлен большой воздухозаборник для турбокомпрессора (стоявшего так же за кабиной, как на Р-47). Двигатель "Уосп мейджер" имел довольно плотное капотирование и специальный вентилятор для принудительного охлаждения. Вместо турбокомпрессора монтировался нагнетатель с механическим приводом. Винты были трехлопастные, соосные Эйрпродакт. ХР-72 получил каплевидный фонарь кабины, подобный стоявшему на последних сериях P-47D. Вооружение состояло из шести крыльевых 1 2,7-мм пулеметов и двух 454-кг бомб на подкрыльевых держателях.

Обещающий проект ХР-72 привел к тому, что армейская авиация США решила прекратить работы по ХР-69. 18 июня 1943 г были заказаны два опытных ХР-72 (серийные номера 43-6598 и 43-6599).

ХР-72 № 43-6598 был облетан 2 февраля 1944 г. Самолет был оснащен двигателем воздушного охлаждения Пратт&Уитни R-4360-13 "Уосп мейджер" мощностью 3450 л.с. Так как поставка соосного винта Эйрпродактс задерживалась, первый ХР-72 был оснащен четырехлопастным винтом. Однако летные данные и с ним были прекрасными: во время испытаний была достигнута скорость 785 км/ч. Второй опытный ХР-72 (№ 43-6599) был облетан 26 июня 1944 г. Самолет получил наконец соосный винт Эйрпродактс, но, к несчастью, он был вскоре разбит во время взлета.

Несмотря на потерю второго опытного самолета, армейская авиация США очень хорошо отнеслась к полученным во время испытаний летным данным ХР-72 и заказала 100 Р-72. Неофициально самолеты также получили прозвище «Суперболты». Серийные самолеты должны были получить двигатель R-4360-19, а также четыре 37-мм пушки вместо шести 12,7-мм крыльевых пулеметов. Скорость ожидалась в 800 км/ч.

Однако изменение характера войны сняло потребность в тяжелом перехватчике. Армия потеряла интерес к самолету, а заказ на 100 Р-72 был аннулирован. К тому же на подходе уже были турбореактивные истребители, обещавшие еще более высокий рост летных данных.

Оставшийся ХР-72 (№ 43-6598) был сдан на слом к моменту окончания войны.

Тактико-технические характеристики ХР-72

Двигатель: один Пратт&Уитни R-4360-13 "Уосп мейджер" - 28-цилиндровый, воздушного охлаждения, взлетной мощностью 3450 л.с.

Вооружение: шесть 12,7-мм крыльевых пулеметов; до 900 кг бомб.

Максимальная скорость: 785 км/ч на высоте 7625 м.

Начальная скороподъемность: 26,85 м/с у земли и 18 м/с на высоте 7625 м.

Время подъема на высоту: 4575 м - 3,5 мин, 6100 м - 5 мин.

Потолок: 12800 м.

Дальность полета: нормальная на скорости 480 км/ч - 1920 км, максимальная на скорости 505 км/ч с двумя 567-л баками - 4030 км.

Вес: пустого -5210 кг, взлетный - 6552 кг, максимальный - 7940 кг.

 Размеры: размах крыла - 12,48 м; длина - 11,15 м; высота - 4,88 м; площадь крыла - 27,9 м2.

Предыдущая Оглавление Следующая