Оглавление

Не остался в стороне и Советский Союз. Пионером здесь стал известный изобретатель П.И. Гроховский. Оборудовав истребитель И-5 двумя подкрыльными балочными бомбодержателями, он пытался превратить его в истребитель-бомбардировщик. В ходе испытаний бомбы весом до 250 кг сбрасывались и с пикирования. Впоследствии подобные эксперименты проводились с И-15, ДИ-6, И-16. Последний входил в состав оригинальной системы "Звено-СПБ", включавшей самолет-носитель ТБ-3 и два подвешенных под крыльями истребителя И-16, каждый с двумя бомбами по 250 кг. Такая комбинация позволяла сочетать дальность с маневренностью и возможностью нанесения удара с пикирования. Предназначалось "Звено-СПБ" в первую очередь для морской авиации. Эта система была принята на вооружение и использовалась в Великой Отечественной войне.

Раньше, чем на Западе, в СССР начали проектирование более крупных, двухмоторных пикирующих бомбардировщиков. Уже в марте 1933 г. начальник НИИ ВВС Зильберт писал в своем докладе Алкснису: "В течение пятилетки должен быть построен и доведен средний отвесно пикирующий бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 750-1000 кг". Его предполагалось создать на базе многоместного двухмоторного истребителя. В рамках решения этой задачи инженер Львов переоборудовал в пикировщик "крейсер" Р-6. Самолет Львова имел "тормозные сетки" - аэродинамические тормоза под крылом.

Возможность бомбометания с пикирования закладывалась в проект "воздушного истребителя танков" (ВИТ), созданный Н.Н. Поликарповым в 1935-1936 гг. ВИТ-1 вышел на испытания летом 1937 г., ВИТ-2 — в мае 1938 г. В том же 1938 г. появился итальянский SM.85 — небольшой двухмоторный пикировщик смешанной конструкции, который хотя и был принят на вооружение, но из-за недостаточной прочности не получил широкого применения.

Очень энергично взялись за создание пикирующих бомбардировщиков в Германии, где их активно пропагандировал один из создателей "люфтваффе" Э. Удет. Он на опыте американцев убедился в том, что основой для будущего пикировщика должен стать одноместный истребитель. Поэтому создатели первого немецкого самолета подобного назначения — Хеншеля Hs 123 - усердно изучали купленный в США биплан Кэртис "Хок" III. В Германии концепция пикирующего бомбардировщика была развита далее. Его сочли идеальным инструментом авиационной поддержки массированного удара наземных моторизованных сил. Высокая точность бомбометания позволяла уверенно поражать сравнительно небольшие цели на поле боя и в его ближайших окрестностях - танки, бронемашины, доты. В 1937 г. на вооружение ВВС Германии поступил знаменитый пикировщик Юнкере Ju 87 — довольно большая одномоторная машина с бомбовой нагрузкой 500 кг.

Его первая модификация Ju 87A прошла испытания на фронтах гражданской войны в Испании. Перед началом Второй мировой войны немцы располагали большим количеством этих надежных и эффективных самолетов непосредственной поддержки. Впоследствии возможность сброса бомб с пикирования была заложена и в средние бомбардировщики Юнкере Ju 88A и Дорнье Do 217, серийно производимые уже в годы войны.

К началу Второй мировой войны многие страны мира обладали серийными пикирующими бомбардировщиками разных типов, в основном палубными или предназначенными для морской авиации берегового базирования. Это американские SBC, SB2U, SBD, итальянский АР-1, японский Аичи D3A ("тип 99"), английский Блэкберн "Скьюэ", французские LN-401 и LN-411 (все они были одномоторными).

Pe-2015.jpg

Советский пикирующий бомбардировщик Ар-2

В Советском Союзе параллельно разрабатывались три пути развития этой концепции. Первый из них заключался в том, что в качестве легких пикировщиков пытались использовать состоявшие в то время на вооружении истребители. Запасы прочности позволяли им пикировать с бомбами под углом 60-80° даже без каких-либо устройств аэродинамического торможения. Боевая нагрузка при этом не превышала 200 кг бомб, подвешенных под крыльями. Этот вариант широко использовался во время недолгой "зимней" войны с Финляндией. И-15бис, И-153 и И-16 применяли бомбы по 25, 50 и 100 кг, довольно успешно поражая заводы, железнодорожные узлы и мосты. Прицеливались летчики при этом по обычным стрелковым прицелам. Этот опыт затем был распространен в других военных округах.

Второй путь сводился к приспособлению под пикировщики основных бомбардировщиков наших ВВС того времени — СБ и ДБ-3. Эти работы начались в 1937-1938 гг., когда Ju 88 рассматривался еще как чистый "шнельбомбер" — скоростной бомбардировщик. В ходе работ исследовалось поведение самолетов на пикировании, конструировались специальные бомбодержатели, выбрасывающие бомбу из бомбоотсека. Например, для СБ в 1938 г. изготовили держатели ПБ-3 с параллелограммным механизмом, позволявшие сбрасывать бомбы калибром до 500 кг при пикировании под углом до 90°.

Для отработки практических вопросов эксплуатации СБ и ДБ-3 как пикировщиков в ноябре 1939 г. сформировали специальный полк — 85-й особого назначения. Он был укомплектован в основном испытателями из НИИ ВВС. Однако в ходе боевых операций выявилась малопригодность обоих типов самолетов для выполнения специфических функций пикировщика. ДБ-3 страдали от деформирования обшивки и бензобаков, срезания заклепок, раскрутки винтов и многого другого. СБ работал получше, но также не вполне соответствовал предъявляемым требованиям, особенно в отношении прочности крыла. "Применение самолетов СБ и ДБ-3 для бомбардировки с пикирования себя не оправдало. Необходимо создать специальный тип пикирующего бомбардировщика", — писал в своем отчете командир 85-го полка комбриг Б.В. Стерлигов. Тем не менее СБ продолжали приспосабливать под бомбометание с пикирования, хотя и ввели целый ряд эксплуатационных ограничений.

Оглавление