Оглавление

TB-3122.jpg TB-3123.jpg

Выброска десанта на учениях

TB-3124.jpg

Бак ПБДД-100 на спаренном держателе СПД-200

А в 1937 г. в Академии механизации и моторизации РККА под руководством Ж.Я. Котина построили платформу ТВД-2 для беспарашютного сбрасывания танка Т-37А на воду. Этот способ на практике опробовали на одном из подмосковных озер. В сентябре 1937 ТБ-3Р пилота Тягунина трижды сбросил танк на воду с высоты 5-6 м. Во всех трех случаях использовались разные амортизирующие приспособления. Первый раз под танком установили окованный железом деревянный брус — но при ударе о воду он промял днище танка. Во второй раз под танком закрепили стальной лист-поддон, наполненный хвойными ветками. Результат был еще хуже: танк утонул, с него сорвало фланец с гребным винтом, в задней части корпуса треснула броня. В третьем случае под танком привязали пучки веток лиственных деревьев. Танк ударился о воду так, что с него сорвало гусеницу и бортовые поплавки вместе с кронштейнами. Машина опять утонула.

В апреле 1937 г. в НИИ ВВС испытали так называемый мост для перевозки танков Т-37А и Т-38 под ТБ-3Р. Его спроектировали в 3-й авиадесантной бригаде. Подвешивали танк за 20-25 минут, а отцепляли практически мгновенно — достаточно было потянуть за рычаг бомбосбрасывателя.

В Советском Союзе фактически впервые в мире отрабатывались крупные парашютные и посадочные десанты с доставкой артиллерии и бронетанковой техники. В 1935 г. под Киевом ТБ-3 перевезли 3700 человек с техникой, а на маневрах в Белоруссии — 5700 десантников. Штатно ТБ-3 брал на борт 20 парашютистов с полным вооружением, но на практике иногда возили и по 30-40 человек.

Иногда самолеты специально дорабатывались под выброску парашютистов. Так, в 39-й тбаэ со старых ТБ-3 с моторами М-17 сняли башни под плоскостями, вместо них смонтировали люки со створками, убрали внутренние бомбодержатели, обшили бомбоотсек фанерой и сделали посреди него мостик. Десантники прыгали в бомболюк, крыльевые люки и через входную дверь.

В марте 1936 г. курировавший новые вооружения РККА М.Н. Тухачевский распорядился: «Все самолеты ТБ-3 приспособить для высадки десанта (вторые двери, подкрыльные люки)». Но реально переоборудовали не так уж много самолетов, а вторые двери, кажется, вообще не делали.

Учения с высадкой воздушных десантов проводились не только в европейской части страны. 29-я тбаб весной 1936 г. в районе станции Оловянная в Забайкалье комбинированным способом (на парашютах и посадочным методом на захваченные площадки) выбросила целый полк со станковыми пулеметами, противотанковыми, полевыми и безоткатными пушками.

Оглавление