"ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ" ВВС КРАСНОЙ АРМИИ
Владимир РИГМАНТ
Уважаемые читатели!
На протяжении ряда лет редакция журнала "Авиация и космонавтика" свой 5-6 номер традиционно отводит под статьи, посвященные участию авиации во Второй мировой войне.
В этот раз накануне Дня Победы мы решили подготовить и предоставить вашему вниманию материал о советском тяжелом бомбардировщике Пе-8, принимавшем активное участие в Великой Отечественной войне, но в то же время оставшемся в тени более прославленных боевых машин.
Оглавление (Вставлено мною, прим. ВВС)
Краткое техническое описание самолета ТБ-7(Пе-8) 4АМ-35А
В середине 20-х годов в СССР приступили к созданию одного из первых в мире цельнометаллических четырехмоторных самолетов-монопланов — бомбардировщика ТБ-3. На тот период заявленные летные и тактические характеристики этого самолета, компоновочные, конструктивные и технологические решения, использованные при его создании, представляли значительный прогресс в области создания тяжелых самолетов. Появление ТБ-3 должно было, в случае успешного и быстрого осуществления проекта, обеспечить ВВС РККА современным типом тяжелого бомбардировщика, способного решать широкий круг оперативных и стратегических задач на европейском и азиатском театрах военных действий.
Практически впервые в практике мирового авиастроения речь шла о создании самолета стратегического назначения, с солидной бомбовой нагрузкой и приличным, по континентальным меркам европейского театра военных действий, радиусом действия. Таким летным характеристикам, как скорость полета и потолок, на этом этапе отводилось меньше внимания по причине реального уровня располагаемых технических и технологических средств, имевшихся в распоряжении проектантов этих первых воздушных "стратегов", а также ограниченными возможностями ПВО того периода, в особенности по прикрытию крупных экономических, военных и административных объектов. Однако в те далекие годы первой половины XX века прогресс авиационной техники в части улучшения летно-тактических характеристик самолетов бомбардировочной авиации (за счет улучшений аэродинамики, развития конструкции, технологии и совершенствования силовых установок) был настолько стремителен, что самолет, находившийся несколько лет в разработке и только-только принятый на вооружение, к тому моменту становился морально устаревшим. Нечто подобное произошло и с ТБ-3: начало работ - в 1925 году, первый полет прототипа - в конце 1930 года, выход первой серийной машины и поступление в ВВС - в начале 1932 года, полномасштабная серия - через полтора-два года. Таким образом, с учетом освоения в войсках, выход соединений, оснащенных ТБ-3, на приемлемую оперативную готовность можно отнести к середине 30-х годов.