Предыдущая Оглавление Следующая

Состав авиационных частей армий Тамбовского района по классовому принципу был неоднороден. Так, большинство летчиков и летчиков-наблюдателей авиаотрядов имели богатый боевой опыт, полученный еще в годы Первой мировой войны. Многие из них являлись младшими офицерами и унтер-офицерами Русской Армии, в разное время оказавшиеся в составе Красного Воздушного Флота. В ходе эсеро-большевистского восстания в начале 1920 года в Иркутске часть летного состава бывшей Сибирской армии добровольно перешла на службу в Красную Армию. В дальнейшем некоторые из них успешно воевали на Западном и Южном фронтах, а затем были переброшены в Тамбовскую губернию. В их числе значились военные летчики В.Л. Галышев11 , И.И. Дудко, Васильев, Болягин12, моторист Табаровский и другие.

Благонадежность "бывших" очень тревожила представителей новой власти. Это обстоятельство требовало от военного руководства срочного принятия мер по увеличению партийной прослойки среди личного состава авиационных и воздухоплавательных отрядов, а также технического персонала. Так, по словам комиссара Варфаламеева, в связи с недостаточной организацией политической работы в отрядах (исключение составлял лишь 11-й авиапоезд), ему пришлось в спешном порядке формировать в каждой авиачасти коммунистические ячейки.13 Как часто бывало в тот период, большинство их членов оказались нижними чинами отрядов и мастерских. Несмотря на свое пролетарское происхождение, они не могли оказать существенного влияния на общий накал боевой деятельности Эскадрильи. В результате, к лету 1921 года из 74 коммунистов Воздушной эскадрильи Тамбовской губернии авиаторы и воздухоплаватели составляли лишь 10%.14 Таким образом, основные трудности боевой работы легли на плечи беспартийных и сочувствовавших.

Но, несмотря на все тревоги и опасения военных комиссаров, ни один летчик за все время операции добровольно не перешел на сторону восставших. Это можно объяснить еще и тем обстоятельством, что в составе армий Антонова отсутствовали какие-либо возможности для создания собственной авиации, не говоря уже о технической стороне ее содержания и обеспечения. С другой стороны — идеи Союза трудового крестьянства мало прельщали советских летчиков.

Tmb21018.jpg Tmb21019.jpg
Самолет Ариэйт (RE.8), 1920 год. Красный военный летчик Я.И. Южак

В ходе активной фазы боевых действий частей Красной Армии с отрядами повстанцев (лето 1921 года) особое место продолжало отводиться воздушной разведке. На основании ее данных составлялись четкие схемы передвижения восставших, ставились боевые задачи стрелковым и кавалерийским частям по их уничтожению. Используя развернутую сеть авиационных сигнальных постов, а также систему паролей и опознавательных знаков, летчики своевременно доводили до наземных частей оперативные сведения о противнике. Наиболее активно информацией воздушной разведки пользовались мобильные подразделения (автобронеотряды). Имея преимущество в скорости, они лишали восставших свободы маневра, отрезали им пути отхода, наносили удары с флангов и тыла. Так, на рассвете 17 июня личный состав автоброневого отряда имени Я.М. Свердлова в районе села Колмыш вступил в бой с большим конным отрядом повстанцев, численностью до 1300 сабель. После 5-часового усиленного боя противник обратился в бегство, оставив на поле боя до 100 человек убитыми и около 250 человек ранеными. На следующий день возле станицы Карогочины отряд атаковал так называемую "1-ю армию" повстанцев под командованием атамана А. Богуславского. В результате, оттесненные к реке Хопер бандиты частью были уничтожены, остальных потопили в реке, пулеметным огнем отсекая их от противоположного берега. В этом бою нашел свой бесславный конец и сам Богуславский.15 „ Иногда в составе бронеотрядов и летучих отрядов в боевых действиях непосредственное участие принимал и летный состав, который для этой цели использовал автомобили авиационных отрядов с установленными на них пулеметами. Так, обнаружив в ходе очередного разведывательного полета крупную группу повстанцев, военный летчик Т. Суонио16 и летчик-наблюдатель Ф. Арманд сумели быстро проинформировать об этом ближайшую сводную группу войск. Через полчаса, приземлившись на аэродроме, Арманд по личной инициативе установил авиационный пулемет на грузовик и с тремя красноармейцами аэродромной команды присоединился к автобронеотряду, преследовавшему обнаруженного противника. В ходе боя "...грузовик Арманда с ходу врезался в самую гущу антоновцев. Кинжальный огонь его пулемета нанес бандитам ощутимые потери и способствовал ликвидации банды". 17

В конце мая 1921 года для разгрома крупных повстанческих сил ("2-й армии" Антонова) в районе озера Лебяжье была образована сводная кавалерийская группа из двух кавбригад под общим руководством И. П. Уборевича18  и его заместителя комдива Г.И. Котовского.

Для участия в операции из состава авиационных отрядов, находившихся в распоряжении штаба войск Тамбовской района (так в тексте - ВВС), создали специальное авиазвено в составе четырех самолетов. В результате этой операции противник потерял убитыми и ранеными около 800 человек. Красноармейцам в качестве трофея досталось 9 пулеметов, 100 лошадей и почти весь обоз повстанцев.19

Комиссия ВЦИК по борьбе с бандитизмом, сообщая о разгроме 2-й "армии" Антонова, отмечала, что "еще ни разу бандиты не терпели такого поражения...".20

Tmb21020.jpg

Самолет "Румплер C-IV"

Предыдущая Оглавление Следующая