Бывший министр обороны России П.С. Грачев на праздновании юбилея полка
Так почему шикарного городка не появилось в том же Клокове? Вопросы без ответов...
В Историческом формуляре есть красноречивая запись:
— Положительным является то, что все категории военнослужащих стали проявлять большой интерес к политической жизни в стране, научились вести диалог, отстаивать свое мнение, признавать ошибочность своих взглядов под воздействием аргументированных убеждений. В то же время необходимо отметить, что полученные знания не становятся убеждениями слушателей, не в полной мере отражаются на положении дел в подразделениях.
Умеющий читать между строк — да прочитает...
Боевая учеба на новом месте дислокации пошла с места в карьер. 1 августа 1991 г. полку было вручено Боевое Знамя. Вертолетчики обеспечивали полковые и батальонные учения сухопутных войск на Гороховецком, Алабинском и Тесницком полигонах. По распоряжению командования выполнялись показы авиационной техники и ее боевого применения иностранным военным делегациям и выпускникам высших военных учебных заведений России. Показы иностранцам для строевого полка представляются делом довольно необычным. Дело в том, что полк базировался в Туле, в Туле же стояла воздушно-десантная дивизия, которой некогда командовал ставший министром обороны П.С. Грачев. Грачев любил возить коллег из третьих стран в «свою» дивизию. Работу десантников «дополняла» работа вертолетчиков или — наоборот. Так американской военной делегации продемонстрировали десантирование бойцов с вертолетов, летевших на высоте 1,5—2 м над землей. Летевших, а не зависших! Налет за 1991 г. достиг рекордных показателей, почти вдвое превысив плановый. К сожалению, год был отмечен катастрофой. На учениях в Гороховце столкнулись Ми-8 и Ми-24. Очередная «показуха». Полк в тот день был поднят по тревоге в 4 ч утра. В семь — взлет и перелет к месту показа. В этот же день — тренировка перед показными тактическими учениями 15-го мотострелкового полка 2-й мотострелковой дивизии Московского военного округа. С первого захода условного «противника» экипаж Ми-24 не обнаружил. Вертолет ушел на второй круг, на котором «попал» под транспортный Ми-8, которому предстояло имитировать высадку десанта. Лопасть «крокодила» ударила по топливному баку «восьмерки»... Погибли командир Ми-8 капитан Г.В. Агафонов, летчик-штурман старший лейтенант В.Ю. Авдеев, борттехник старший лейтенант В.Н. Полторухин, командир Ми-24 старший лейтенант И.А. Кошелев, летчик-оператор лейтенант А.О. Ляхов, борттехник старший лейтенант В.В. Федоров. О причинах катастрофы говорят разное. От ошибки экипажа до неправильной команды руководителя полетов. Официальная причина — нарушение правил полетов. Крайним «назначили» командира полка, которого сняли с должности.
Ми-6 490-го вертолетного полка
Ми-26 490-го вертолетного полка