![]() |
![]() |
Чрево "Руслана" |
Между тем «Руслан» более чем востребован на международном рынке воздушных перевозок. У этого самолета в мире просто нет конкурентов, а спрос велик. Не случайно уже не первый год тянется судебная тяжба с авиакомпанией «Полет», взявшей в лизинг у ВВС несколько «Русланов», которые по истечении срока аренды она не хочет возвращать. Становление другой коммерческой авиакомпании «Волга - Днепр» также не обошлось без 566-го ВТАП. «Генеральный директор «Волга — Днепр» — уважаемый, большой, человек, - заметил командир военного «Руслана», помолчал и добавил, - У меня в экипаже борттехником летал». Освоение «Руслана» обошлось без катастроф и летных происшествий. Беда пришла, откуда не ждали. Обычный рейс на перевозку авиатехники - шесть Су-27УБ из Иркутска во Вьетнам. 6 декабря 1997 г. на взлете с заводского аэродрома производственного объединения «Полет» у «Руслана» начали один за другим отказывать двигатели, всего отказали три из четырех. Самолет упал на 21-й секунде полета. Огромная машина рухнула прямо на жилые дома. Из баков хлынуло топливо, начался пожар. Все находившиеся на борту «Руслана» 13 человек погибли, погибло много людей на земле. От той трагедии нас отделяет почти десять лет, но точка в ней так и не была поставлена. Официальное заключение гласит: «Причиной катастрофы самолета Ан-124 явилось последовательное выключение маршевых двигательных установок на этапе взлета и набора высоты». А почему началось «последовательное выключение маршевых двигательных установок»? Заинтересованные стороны, ВВС, представители АНТК им. Антонова, завода «Запорожские двигатели» к единому мнению так и не пришли. Ветераны полка увязывают катастрофу «Руслана» с индонезийской катастрофой Ан-12, а вообще версий в народе ходит множество, от технических до криминальных и мистических.
Во Вьетнам «Руслану» предстояло выполнить несколько рейсов, но застрахован почему-то был только первый. Что же касается мистики, то не секрет - народ в авиации суеверен, местами. Самолеты, как люди: бывают везучие, бывают - не очень. Ан-124 с заводским номером 82005 к «летучим» машинам не относился, совсем даже наоборот. «За ним тянулся нехороший след», - говорят в полку. Экипаж разбившегося «Руслана» был посмертно награжден орденами мужества, а в 566-м полку появилось два именных «Руслана» - «Владимир Иванов» и «Владимир Федоров», в память о летчиках Ан-124 №82005.
Трудно найти уголок земного шара, в который не летали бы «Русланы» из Сещи. Полк выполняет особые задания правительства и Генерального штаба.
В 1991 г. «Русланы» из Сещи доставили оборудование для тушения пожаров в Ирак, которые стали следствием первой «Бури в Пустыне».
Изначально программа испытаний самолета по особым условиям применения предусматривала проверку возможности эксплуатации «Руслана» с грунтовых взлетно-посадочных площадок, однако до развала Союза ее выполнить не успели. Испытания провели в 1997 г., совместив их с грузовым рейсом. В первом полете на ледовый аэродром Тенкели, «Руслан» пилотировал командующий ВТА генерал-полковник авиации В.В. Ефанов. С 31 марта по 22 апреля 1997 г. экипажи Е.М. Лукьяшко и Н.М. Синдеева выполнили перевозки оловоконцентрата с ледового аэродрома Тенкели (Саха-Якутия).
Оловоконцентрат добывается на единственном в России месторождении - карьере «Депутатский» на севере Якутии. Комбинат по переработке ценного сырья находится в Новосибирске, таким образом, проблема перевозок оловоконцентрата стояла очень остро. За выполнение задания экипажи «Русланов» были представлены к Правительственным наградам.
Экипажи 566-го ВТАП принимали участие в перебазировании частей и подразделений из стран Восточной Европы и Ближнего Зарубежья, с Кубы на территорию России. В 1993 г. самолетами Ан-22 и Ан-124 перевозились люди и техника 104-й воздушно-десантной дивизии из Гянджи в Ульяновск. Выполнялись перевозки грузов в Чечню.
![]() |
![]() |
Вымпелы полка, полученные от Министерства обороны СССР и Российской Федерации | В кабине "Руслана" майор Альберт Петров |