Предыдущая Оглавление Следующая

Атаки всегда проводились целеустремленно и в высоком темпе. При этом если истребительное прикрытие штурмовиков отсутствовало или сильно уступало по численности, то пилоты люфтваффе настойчиво повторяли свои атаки, добиваясь полного разгрома группы. В противном случае выходили из боя после одной результативной атаки.

Кроме того, надо признать, у немцев на протяжении всей войны прекрасно работала система взаимодействия между истребителями и зенитной артиллерии. Как правило, противник огнем ЗА и МЗА пытался "разбить" строй группы штурмовиков или отсечь от них истребители сопровождения с тем, чтобы свои истребители имели возможность атаковать отдельные самолеты и небольшие группы Ил-2. И наоборот, истребители имитировали атаки на штурмовиков, заставляя последних принимать более компактные строи, что в свою очередь облегчало зенитным расчетам ведение огня.

Конечно же, при планировании ударов по аэродромам эти обстоятельства учитывались и выделялись специальные группы истребителей для расчистки подступов к аэродрому от воздушных патрулей противника и блокировки его на время действия штурмовиков. Однако это была очень сложная задача. Даже при самой тщательной подготовке блокировать аэродром и обеспечить штурмовикам относительную безопасность зачастую удавалось в течение всего лишь 4-6 минут. За это время противник успевал вызвать помощь с соседних аэродромов и полевых площадок. Именно в течение этого интервала времени и должны были успеть "отработать" штурмовики по целям на аэродроме.

AirStr43007.jpg

Ил-2 наносит удар

Очевидно, что в таких условиях боя над немецкими аэродромами все повторные заходы были сопряжены с риском больших потерь. Поэтому экипажи Ил-2 старались выполнять удары по аэродромам с одного захода, а сама атака строилась на внезапности появления над целью. Однако при первой же возможности число заходов на цель увеличивалось до двух (обычно) и более (очень и очень редко). В этом случае после первого захода Ил-2 уходили со снижением в район, где не было средств ПВО противника, выполняли разворот и вторично атаковывали цель. Очень часто при выполнении второго захода большая часть группы выделялась для подавления зенитных точек противника. Уход от цели осуществлялся, как правило, на бреющем полете. Во время штурмовики экипажами Ил-2 целей на аэродроме, группы истребителей-блокировщиков и непосредственного истребительного прикрытия обычно втягивались в затяжной воздушный бой с подоспевшими истребителями противника. Это были очень тяжелые воздушные бои.

Боевой опыт показал, что внезапный выход штурмовиков на цель и эффективность их действий обеспечивались только тогда, когда летный состав группы был хорошо слетан, отлично знал маршрут и характер цели, командир группы хотя бы один раз "ходил" на аэродром, а остальной состав тщательно изучил цель по картам, планам или фотосхемам.

По этим причинам при повторных ударах по аэродромам командиры полков старались не менять ведущих групп и по возможности сохраняли тот же состав групп.

В дополнение к сказанному, следует добавить, что посты системы ВНОС у немцев имели отличную организацию, вследствие чего работали чрезвычайно эффективно. Немецкие посты глубоко эшелонировались в глубину своей территории и располагались довольно плотно. Расстояние между ними на линии боевого соприкосновения редко превышало 10 км. Долететь экипажам Ил-2 до немецкого аэродрома незамеченными удавалось далеко не всегда...

Список основных источников

Документы Центрального архива Министерства обороны РФ

Фонды воздушных армий

ф. 290 (1 ВА), оп. 3284, д. 77, 82, 100, 102, 143, 150, 158, 162, 204, 205, 210, 211, 212, 220, 290, 291, 295;

ф. 302 (2 ВА), оп. 4196, д.20, 29, 37, 48;

ф. 346 (8 ВА), оп. 5755, д. 85, 110, 147, 171;

ф. 366 (15 ВА), оп. 6462, д. 5, 6; оп. 6469, д. 19, 20, 24, 25, 49, 53; оп. 6471, д. 1;

ф. 368 (16 ВА), оп. 6476, д. 57, 61, 62, 65, 98-99, 160, 161,169, 171,183;

ф. 370 (17 ВА), оп. 6518, д. 43, 84, 173;

Фонды авиационных корпусов и дивизий

ф. 20002 1 гшад), оп. 1, д. 7, 10;

ф. 20003 1 гиад), оп. 1, д. 5, 6;

ф. 20012 (2 гшад), оп. 1, д. 10, 11, 12,13, 15, 38;

ф. 20035 (6 гшад), оп. 1, д. 2, 3, 5, 7;

ф. 20043 (8 гшад), оп. 1, д. 9, 11;

ф. 20048 (9 гшад), оп. 1, д. 11, 15;

ф. 20054 (11 гшад), оп. 1, д. 4, 8;

ф. 20211 (224 шад), оп. 1, д. 7, 14, 85, 89, 90, 91;

ф. 20212(225 шад), оп. 1,д. 1,7,36;

ф. 20216 (233 шал], on. I, д. 14, 26,30,33;

ф. 20253 (283 иад), оп. 1, д. 6,8,9;

ф. 20255 (286 иад), оп. 1, д. 9;

ф. 20265 (303 иад), оп. 1, д. 14, 32;

ф. 20270 (309 иад), оп. 1, д. 7, 8;

ф. 20276 (315 иад), оп. 1, д. 4, 6;

ф. 20501 (1 гиак), оп. 1, д. 17, 21;

ф. 20502 (1 гшак), оп. 1, д. 6, 19, 41, 121;

ф. 20507 (2 гшак), оп. 1, д. 11, 34;

ф. 20509 (2 иак), оп. 1, д. 17, 22, 23, 27;

ф. 20511 (3 гиак), оп. 1, д.13, 30;

ф. 20515 (3 шок), оп. 1, д. 5;

Фонды авиационных полков

ф. 18 гиап, оп. 213617с, д.1;

ф. 58 гшап, оп. 216312с, д. 1,2, 3;

ф. 79 гшап, оп. 530412с, д. 1;

ф. 108 гшап, оп. 175505с, д. 1,2, 6;

ф. 110 гшап, оп. 169478, д. 2, 4;

ф. 118 гшап, оп. 138176с, д. 2; оп. 518868с, д.1; оп. 698054с, д.1;

ф. 140 гшап, оп. 207779с, д.1;

ф. 142 гшап, оп. 207719с, д.2, 3, 6, 8;

ф. 143 гшап, оп. 206865с, д.1;

ф. 144 гшап, оп. 1 72114с, д.1;

ф. 155 гшап, оп. 181441с, д. 1, 3;

ф. 173 гшап, оп. 209078с, д. 1,2;

ф. 41 шап, оп. 184895с, д. 4;

ф. 168 иап, оп. 518795с, д.1; оп. 36176с, д.3;оп. 224973с, д.1;

ф. 176 иап, оп. 199125с, д. 1; оп. 5251 Зс, Д. 5;

ф. 287 иап, оп. 396572с, д. 3;

ф. 571 шап, оп. 156485с, д.1; оп. 138754с, д.2; оп. 156023с, д.З;

ф. 565 шап, оп. 142961с, д. 2, 7;

ф. 566 шап, оп. 36584с, д.11;

ф. 896 иап, оп. 126513с, д. 3;

ф. 996 шап, оп. 171940с, д.4;

Литература

1.  Боевое использование штурмовой авиации. Библиотечка летчика. Вып. 15 - М.: Воениздат, 1943

2.  Захаров Г. Н. Я - истребитель -М.: Воениздат, 1985

3.  Ефимов А. Н. Штурмовики идут на цель - М.: Патриот, 2003

4.  Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — М.: Наука, 1977

5. Стерлигов Б. В. Маршрутами мира и войны: Записки авиаштурмана - М.: ООО "Алев-В", 2001

6.  Тимохович И. В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне - М.: Воениздат, 1976

7. Тимохович И. В. Советская авиация в битве под Курском - М.: Воениздат, 1959

Предыдущая Оглавление Следующая