Предыдущая Оглавление Следующая

"Основную массу авиации противника подавить в первый же день..."

Как следует из документов воздушных армий, скрытность и тщательность подготовки воздушной операции обеспечили довольно высокую эффективность первого удара, нанесенного на рассвете 6 мая по 15 аэродромам силами 71 бомбардировщиков Пе-2 и "Бостон", 109 Ил-2 и 224 истребителей. В результате противник не смог оказать организованного сопротивления и по официальным данным штабов воздушных армий потерял до 205 самолетов на аэродромах и 10 машин в воздушных боях. Наши потери составили 22 самолета: 11 Ил-2, два Пе-2, один "Бостон" и 8 истребителей.

Последовавшие днем и вечером 6 мая повторные удары по 14 аэродромам силами 373 самолетов (93 Ил-2, 59 Пе-2 и "Бостон", 221 истребителей) сопровождались серьезным противодействием со стороны противника. Как только советские самолеты перелетали линию фронта, их встречали истребители люфтваффе, а в районе цепей - мощный зенитный огонь. Поэтому, несмотря на выделение дополнительных сил для борьбы с зенитной артиллерией и истребительной авиацией противника, большего успеха, чем в первом ударе, ВВС КА достичь не удалось. Считается, что при своих потерях 50 самолетов (32 Ил-2, 3 Пе-2 и 15 истребителей) убыль матчасти противника составила до 107 самолетов, уничтоженных и поврежденных на аэродромах, и 29 самолетов, сбитых в воздушных боях.

Наиболее активно из всех воздушных армий действовала по аэродромам противника 1-я воздушная армия Западного фронта.

По данным авиационной и агентурной разведки на ближайших аэродромах в полосе ответственности армии отмечалось базирование около 320-350 самолетов различного типа, в основном на аэродромах Сеща и Брянск. Эти аэродромы являлись как бы распределительными между южным и северным направлением. Исходя из этого, командующий 1-й ВА генерал-лейтенант С. А. Худяков принял решение нанести по ним комбинированные удары: первыми по цели "работают" бомбардировщики, а следом за ними с интервалом 2-3 минуты - штурмовики. При этом атаки должны были производиться с разных направлений и высот, а из состава штурмовиков выделялись специальные группы подавления огневых средств ПВО аэродрома.

Удары по аэродромам Шаталово и Боровское предполагалось выполнить силами только штурмовиков и истребителей.

Для первого удара выделялось 45 бомбардировщиков Пе-2, 54 Ил-2 и 102 истребителей, которые должны были атаковать аэродромы в период с 4.30-5.00.

Повторный удар предполагалось нанести в период с 15.00 по 20.00 силами 18 Пе-2, 54 Ил-2 и 78 истребителей.

Боевыми действиями 204-й бомбардировочной, 224-й штурмовой и 303-й истребительной дивизий по аэродромам Сеща и Брянск руководил лично командующий 1-й ВА, а 233-й шад и 309-й иад по аэродромам Шаталово и Боровское - его заместитель генерал-майор А.Г. Богородецкий.

AirStr43008.jpg

Командующий 1-й ВА С.А. Худяков

В целях обеспечения внезапности нанесения ударов все распоряжения передавались только устно. Писать и тем более печатать отдаваемые распоряжения запрещалось. Об отданных первых боевых распоряжениях знали: командующий, его заместители, начальники штабов и оперотделов армии и дивизий. Для постановки боевой задачи командиры авиадивизий были вызваны на КП командующего армией. При повторных налетах боевые задачи ставились шифрованными телеграммами. Использование радиосвязи на взлете и при сборе ударных групп и истребителей, а также на маршруте к цели категорически запрещалось.

Для облегчения организации вылетов и взаимодействия были "спарены" штурмовые и истребительные авиадивизии: 233-я шад взаимодействовала с 309-й иад, 224-я шад - с 303-й иад. С этой же целью штаб 224-й шад перебазировался из Калуги в Полошково, поближе к штабу 303-й иад.

Кроме этого, выделенные для выполнения боевого задания группы штурмовиков 233-й шад к вечеру 5 мая перелетели на аэродромы базирования истребительных полков 309-й иад: 14 экипажей 312-го шап были "посажены" на аэродром Двоевка, где располагались 49-й и 162-й иап, а 13 экипажей 198-го и 6 экипажей 62-го шап - на аэродром 172-го иап Новое Село. На аэродром Новое Село "подсели" и 5 Як-1 от 122-го иап "с задачей прикрыть аэродромы Новое Село и Двоевка".

Одновременно на аэродромы подскока выехали и группы технического обслуживания (механики и вооруженцы) во главе с начальниками штабов полков.

Перелет штурмовиков и истребителей осуществлялся с таким расчетом, чтобы у экипажей имелось как минимум два часа времени для совместной проработки задания и согласования всех вопросов взаимодействия в бою.

В соответствии с замыслом командующего армией штурмовики должны были атаковать аэродромы с бреющего полета последовательно с разных направлений группами по 6 Ил-2 в каждой. Временной интервал подхода групп к цели устанавливался в 5 минут. Для подавления расчетов зенитных батарей аэродрома из состава каждой шестерки выделялись два экипажа. Перелет линии фронта планировалось выполнить на высоте 800-900 м с последующим переходом на бреющий полет, не доходя 25-30 км до цели.

Предполагалось, что каждая группа штурмовиков будет иметь свой истребительный эскорт в составе непосредственного сопровождения и ударной группы. Группа непосредственного сопровождения до линии фронта идет на одной высоте с Ил-2 сзади на фланге на дистанции 250-300 м, а после перелета линии фронта, когда штурмовики снижались до 50 м, остается на высоте 600-1000 м. Ударная группа истребителей на всем маршруте находится выше непосредственного сопровождения на 600-1000 м.

Для обеспечения действий экипажей 312-го шап выделялись 8 Ла-5 и два Як-7 от 49-го и 162-го иап, а штурмовиков двух других полков — 5 Як-1 от 122-го иап 233-й шад и 11 истребителей Як-1 и Як-7 от 172-го иап.

Несомненным достоинством разработанного штабами дивизий плана является его относительная простота и легкость исполнения в организационном плане. Однако он имел и серьезные недостатки: критичность к фактору внезапности и низкие ударные и оборонительные возможности групп.

Действительно, на внезапность удара могла рассчитывать только головная шестерка Ил-2. Экипажи остальных групп могли рассчитывать на относительную свободу действий над аэродромом только в том случае, если каждая впередиидущая шестерка работала по целям в течение 4-5 минут. В противном случае им предстояло преодолевать сильный зенитный огонь. В то же время огневой мощи двух Ил-2 для эффективного подавления зенитных средств было явно недостаточно, а ударные возможности самой группы оказывались существенно сниженными, так как по матчасти противника работала только четверка штурмовиков.

Предыдущая Оглавление Следующая