Первый опытный самолет XST "Хэв Блю" фирмы Локхид
В полете хорошо видно особенность XST - утюгообразный вид снизу на фюзеляж-крыло
По утверждению локхидовского инженера Алана Брауна, успеху его фирмы в значительной мере способствовало использование советской технической литературы и, прежде всего, теоретических работ П. Уфимцева, сотрудника Института радиотехники и электроники (ИРЭ) Российской Академии наук.
Работа нашего соотечественника, опубликованная в 1962 г. в малотиражном узковедомственном журнале, была переведена на английский язык в 1971 г. и использована фирмой Локхид при разработке программы «Эхо Код», предназначенной для расчета ЭПР тел различной конфигурации. Это позволило на 30-40% сократить затраты на разработку самолетов XST, а позднее и F-117.
Первый экспериментальный XST поднялся впервые в воздух в декабре 1977 г. (летчик-испытатель У.Парк, William С.Park). Это был небольшой одноместный дозвуковой самолет с двумя ТРД Дженерал Электрик CJ610 тягой по 1270 кгс. Взлетная масса составляла 5440 кг, размах крыла - 6,86 м, стреловидность крыла - 72,5 град по передней кромке, длина самолета - 11,58 м, высота - 2,29 м.
Несмотря на то, что оба самолета XST были потеряны в летных происшествиях (первый 4 мая 1978 г., второй - в 1980 г.), они продемонстрировали возможность существенного снижения вероятности радиолокационного обнаружения самолетов, показали, что техника снижения заметности может быть положена в основу принципиально нового поколения военных ЛА различного назначения.
Заместитель министра обороны США по НИОКР У. Перри (William J.Perry) в полной мере оценил преимущества техники «стеле» еще на этапе испытаний моделей XST и принял решение развернуть широкую программу разработки малозаметных аппаратов. Для ускорения работ Перри организовал в середине 1977 г. секретный «Экспериментальный комитет» (ХСот), в состав которого вошли высшие военные руководители.
Комитет был наделен большими полномочиями, что позволило избежать бюрократических проволочек и длительных процедур «демократического» обсуждения планов работ (Перри был председателем комитета и имел право единоличного решения всех вопросов).
Первым крупным проектом, который санкционировал комитет ХСот, стала разработка на основе XST серийного тактического самолета F-117 по секретной программе «Сеньор Тренд» (Senior Trend).
Деревянный макет F-117