Предыдущая Оглавление Следующая

F117027.jpg F117030.jpg

В ангаре №3 37-го авиакрыла выставлены "малозаметные" машины: F-22, В-2, F-117 и крылатая ракет AGM-129

F117028.jpg

'Найтхоки" на техническом обслуживании на заводе №42 в Пэлдэйме, Калифорния

F117029.jpg

Последний, 59-й F-117

Разумеется, за все приходится платить. Особенность формы самолета сказалась на его летных характеристиках. F-117A, несмотря на относительно высокую тяговооруженность является ограничено маневренной машиной, обладающей невысокой скоростью, сравнительно малой дальностью и плохими взлетно-посадочными характеристиками. В реальном полете она не имеет ничего общего со «стелсом», показанном в голливудском боевике.

Об этом свидетельствует и ироническое прозвище, данное F-117A американскими летчиками — «Хромой карлик».

Первый из пяти предсерийных «карликов» поднялся в воздух 18 июня 1981 г., первая серийная машина полетела 15 января 1982 г., поставки ВВС США начались в августе 1982 г., а оперативная готовность первого подразделения самолетов F-117 была достигнута 26 октября 1983 г.

Первая половина 1980-х годов была периодом резкой конфронтации между СССР и США. Пожалуй, впервые после Карибского кризиса, возникла реальная угроза того, что война из «холодной» превратиться в «горячую». В этих условиях техника «стелс» рассматривалась как один из «козырей» Соединенных Штатов, как своеобразное «чудо-оружие», способное в критический момент поколебать равновесие стратегических «весов».

По различным оценкам, ЭПР F-117A составляет в курсовой плоскости в см-дипапазоне от 1,0 до 0,1 м2. Если учесть, что наиболее массовые ЗРК стран Варшавского договора (С-75, С-125, С-200, «Круг», «Куб»), имевшиеся на вооружение в начале 1980-х гг., могли обстреливать цели (при использовании радиолокационных средств наведения) с ЭПР не менее 1 м2, то шансы «117-го» безнаказанным проникнуть во вражеское воздушное пространство выглядели весьма внушительными. Отсюда и спешка в реализации программы, и широкое заимствование элементов конструкции других самолетов, и принятие наиболее простых (хотя и не всегда оптимальных) технических решений.

Разумеется, после окончания «холодной войны» на первое место стали выходить требования экономичности, простоты эксплуатации, многофункциональности авиационных комплексов. А по всем этим параметрам «Стеле» значительно проигрывал таким самолетам, как F-15E, F-16C или F/A-18. Кроме того, широкое развертывание в СССР ЗРК нового поколения, способных обстреливать цели с малой ЭПР привело к снижению интереса ВВС США к узкоспециализированному «невидимке» F-117A. Последний серийный самолет этого типа был поставлен ВВС США 12 июля 1990 г.

Первоначально предполагалось построить, как минимум, 100 серийных машин, но в дальнейшем их число было уменьшено до 59.

После принятия на вооружение самолет получил имя «Найтхоук».

В апреле 1990 г. в программе было занято 8000 чел. К лету 1990 г. степень боеготовности парка F-117A сравнялась с боеготовностью самолетов F-16. А отделение перспективных проектов фирмы Локхид («Сканк Уоркс») и отделение авиационных систем ВВС США получили в 1989 г. приз Роберта Дж.Коллье «за разработку и развертывание малозаметного самолета F-117A, меняющего всю концепцию проектирования будущих военных самолетов и их боевого развертывания».

Стоимость одного серийного самолета, по официальным данным, составила 42,6 млн.долл. (примерно в такую же сумму американским налогоплательщикам обходился и истребитель F-15C). Однако с учетом всех расходов один «стелс» стоил уже 111,2 млн.долл. А общая стоимость программы самолета F-117 составила 6,56 млрд.долл. по курсу 1990 г. Из них около 2 млрд.долл. было истрачено на НИОКР, 4,27 млрд.долл. - на закупки и 295,4 млн.долл. - на создание наземной инфраструктуры.

Предыдущая Оглавление Следующая