Предыдущая Оглавление Следующая

В 1906 г. начальник Главного инженерного управления, докладывая Военному министру о необходимости иметь на вооружении дирижабли, подчеркивал, что «армии, снабженные подобными аппаратами, будут обладать могущественным средством для производства рекогносцировок и могут нанести тяжелый моральный ущерб армиям, не имеющих таких средств»14. Несмотря на значительную отсталость России в области воздухоплавания от ведущих европейских государств, военное ведомство выделило его в отдельное направление. В ближайшие годы на вооружении воздухоплавательных частей поступили дирижабли: «Учебный»15, «Лебедь»16, «Кречет» 17, «Голубь», «Ястреб», «Беркут» и др. Как можно было видеть, в наименованиях воздушных судов продолжали превалировать названия птиц.

Тем временем небесные просторы страны стремительно завоевывали летательные аппараты тяжелее воздуха - самолеты. Как и аэростаты на заре зарождения военного воздухоплавания, первые самолеты в нашей стране были преимущественно зарубежных образцов. Делая ставку на развитие авиации, военное ведомство России активно формировало самолетные отряды18, рассчитывая оснастить ими каждый армейский корпус и приграничные военные крепости. Первоначально для комплектования авиаотрядов предполагалось заказать за границей наиболее приспособленные для военного дела аппараты типа «Фарман» и «Ньюпор». Но против этого решения выступило большинство русских заводов, требующих передачи им основных заказов на сборку самолетов. Наиболее ведущими в то время авиастроительными предприятиями страны считались: Русско-Балтийский завод (г. Рига)19, завод «Дукс» (г. Москва), 1-е товарищество воздухоплавания С.С. Щетинина (г. Санкт-Петербург)20, Ломач и К0 (г. Санкт-Петербург)21, товарищество «Авиата» (г. Варшава), Санкт-Петербургский арсенал, завод В.А. Лебедева22 и др.

В отличие от дирижаблей первые самолеты преимущественно использовали названия авиационных заводов и фирм, осуществлявших их сборку, например: «Дукс»23, «Авиата», или фамилии владельцев авиапредприятий, например - «Ю.А. Меллер»24. В то же время воздушные суда имели и собственные названия - фамилии известных зарубежных авиаконструкторов: Фармана25, Ньюпора, Блерио, Вуазена и др. Первые отечественные самолеты также придерживались этого правила - И.И. Сикорский26 (С-3А, -5, -6А, -16, -20), А.А. Анатра27 («Анатра»), А.А. Анатра - Э. Декан (Де Кампа) («Анаде»), В.А. Лебедев («Лебедь») и т.д.

HisName005.jpg HisName006.jpg
Самолет типа «Блерио XI», собранный на заводе Дукс (г. Москва) с его маркировкой. 1913 г. Двухместный моноплан «ЛЯМ». 1912 г.
HisName007.jpg HisName008.jpg
Самолет «ЧУР» конструкции Чечета, Ушакова, Ребикова. Самолет-гигант «Русский Витязь». На носовом балконе конструктор И. И. Сикорский. 1913 г.
HisName009.jpg HisName010.jpg
Самолет "Меллер-2" Самолет «БИС №1» конструкции Ф.И. Булинкина, В. В. Иордани и И. И. Сикорского. 1910 г.

Постепенно в авиационном мире закреплялась практика присвоения самолетам сокращенных имен своих создателей. Так, в 1912 г. в мастерских московского общества воздухоплавания итальянским летчиком-спортсменом Франческо Моска и российскими авиаторами М. Лерхе28 и Г. Янковским29 был построен проектный двухместный моноплан «ЛЯМ» (в основе названия аппарата лежали первые заглавные буквы фамилий его создателей). Спроектированный на уровне представлений того времени, летательный аппарат получился легким, устойчивым и неплохо выполнял элементарные фигуры пилотажа. Моноплан был построен настолько прочно, что мог себе позволить выдерживать спуски на вспаханное поле при полной нагрузке. В мае 1912 г. на «ЛЯМе» один из его создателей авиатор Г.В. Янковский во время проведения 2-й Московской авиационной недели установил всероссийский рекорд, поднявшись на высоту 1775 м. В ходе авиационной недели также был представлен бимоноплан с аббревиатурой «ЧУР» конструкции Н.В. Ребикова. В основе названия самолета лежали также заглавные буквы фамилий его создателей: Г.Г. Чечет, М.К. Ушаков, Н.В. Ребиков. Во время испытаний на Ходынском поле (г. Москва) пилотировавший его летчик М. Лерхе при сильном ветре сумел подняться в воздух и пролететь «прыжками по прямой» весь аэродром. В дальнейшем полеты Н.В. Ребикова в г. Санкт-Петербурге на самолете «ЧУР» закончились аварией (июль 1912 г.), после чего аппарат уже не восстанавливался30.

Предыдущая Оглавление Следующая