Предыдущая Оглавление Следующая

19 июля (1 августа) 1912 г. с Комендантского аэродрома (г. Санкт-Петербург) взлетел именной самолет системы «Блерио» (пилотируемый А.Е. Раевским35), посвященный известному русскому летчику Б.В. Матыевичу-Мациевичу36, потерпевшему авиакатастрофу весной 1911 г. в районе г. Балаклавы. Аппарат был построен на средства, собранные Императорским всероссийским аэроклубом (ИВАК) на добровольные пожертвования37.

Эта традиция нашла свое продолжение и в годы Первой мировой войны. В память о погибшем друге - выдающемся русском военном летчике штабс-капитане П.Н. Нестерове38 поручик СМ. Бродович39 поместил на борту своего самолета надпись «Память Нестерова». Этим шагом он увековечил имя человека, совершившего первый в мире воздушный таран самолета противника. К сожалению, в последующие годы в авиации П.Н. Нестерова больше такой чести никто не удостаивал.

Накануне войны в нашей стране зародилась еще одна хорошая традиция - присвоение летательным аппаратам названий государственных и частных учреждений и организаций, строивших их на собственные средства. Эта традиция стала неотъемлемой частью развернувшегося широкого движения по созданию Воздушного флота на народные деньги. Так, в сентябре 1912 г. ИВАК заключил соглашение с руководством Северо-западной железной дорогой о постройке самолета (системы «Фарман») для нужд авиашколы аэроклуба с присвоением ему названия «Северо-Западные дороги». Для его приобретения железнодорожники передали председателю ИВАК около 6 тысяч рублей, собранные помощником начальника службы движения инженером Берх на добровольные пожертвования служащих железной дороги40.

Такой почин охватил не только Россию, но и многие европейские государства. Так, на страницах периодического издания военного ведомства газеты «Русский инвалид» от 8(21) ноября 1912 г., в частности, отмечалось: «Подобно тому, как было во Франции, города Румынии начинают подносить аэропланы в дар военному ведомству. Первый пример подал город Яссы, доставивший аэроплан, названный его именем» .

HisName016.jpg HisName017.jpg
Именной самолет «Память Нестерова» «Визитная карточка» на борту самолета летчика-истребителя прапорщика О. Панкратова. Май 1916 г.
HisName018.jpg HisName019.jpg
Самолет «БОБ» из состава 19-го корпусного авиаотряда 1-й боевой авиационной группы. 1917 г. Самолеты типа «Фарман XVI» из состава Брест-Литовского крепостного авиационного отряда. 1915 г.
HisName020.jpg  
Самолет «Фарман XVI» 1-го авиационного отряда. Санкт-Петербург. 1913 г.  

Не оставалась в стороне и русская военная авиация. С началом создания в армии и на флоте первых авиационных отрядов возникла необходимость их штатного закрепления. В этой связи на фюзеляжах самолетов стали появляться надписи с нумерацией того или иного авиационного подразделения. Например, место дислокации летательных аппаратов 1-й авиационной роты можно было определить по имеющейся надписи: «1-й авиационный отряд, Ст. Петербург». Чаще всего она сокращалась до нескольких букв. Примером тому может служить Брест-Литовский крепостной авиационный отряд, использовавший всего лишь две заглавные буквы «Б.-Л.» (табл. №1).

В течение всей войны соответствующую аббревиатуру получили все авиаотряды русской армии.

Отдельные военные авиаторы в целях повышения внимания к своей персоне на фюзеляже самолетов размещали собственные имена. В их числе был и летчик 5-го истребительного авиационного отряда прапорщик О.П. Панкратов (Северный фронт). Признанный мастер воздушного боя в качестве своей визитной карточки для друзей и врагов использовал следующую надпись: «Военный летчик прапорщик Панкратов». В сентябре 1916 г. в районе Двинских позиций он с летчиком-наблюдателем французской службы Анри Лораном вступили в неравный бой с вражеской эскадрильей, в ходе которого им удалось сбить самолет противника. В этом воздушном бою летчик-истребитель Панкратов получил смертельное ранение.

Иногда русские летчики украшали борта самолетов экзотичными наименованиями, типа: «Боб», «Котик» и т.д. Думается, что с чувством юмора у рыцарей воздушного океана было все в порядке.

В условиях острого дефицита отечественной авиационной техники один из пионеров русской авиации В.А. Лебедев выступил перед руководством военного ведомства с предложением переоборудовать трофейные самолеты противника для нужд русской армии. Организованный им в 1914 г. в г. Петрограде завод стал активно заниматься решением этой задачи. Вскоре на основе захваченных в разное время на фронте германских и австрийских летательных аппаратов был собран новый тип самолета-разведчика «Лебедь». В дальнейшем на вооружение русской армии поступили различные его модификации - «Лебедь-XI», «Лебедь-ХII», «Лебедь-XVIи », «Лебедь-XVII», «Лебедь Морской-1» (ЛМ-1) и др.

Предыдущая Оглавление Следующая