Предыдущая Оглавление Следующая

HisName021.jpg

Самолет «Ньюпор IV» из состава 4-го Сибирского авиаотряда

Шифровки авиационных частей42 (1914 - 1916 гг.)

Корпусные авиаотряды:

Крепостные авиаотряды:

Осовецкий

Осв.

Гвардейский

Гв.

Гренадерский

Гр.

Брест-Литовский

Б.-Л.

Севастопольский

Свс.

Армейские

1.

Владивостокский

Влд.

Николаевский*

Нк.

Сибирские

1 Сб.

Гродненский

Грд.

Одесский*

Од.

Кавказские

1 К.

Карский

Крс.

Ревельский*

Р.

Полевой авиаотряд

3 пл.

Ковенский

Ков.

Авиароты

1.

Авиадивизионы**

1 д.

Особые авиаотряды

1 ос.

Новогеоргиевский

Н.

Авиапарки**

1 Пр.

* Вводились по мере формирования в период 1915 - 1916 гг.

** Приказ по военному ведомству от 25 июня (8 июля) 1916 г. №332.

Последующее увеличение самолетного парка и появление новых авиационных подразделений (учреждений) потребовало обновления шифровок в авиации, что и было закреплено в приказе по военному ведомству осенью 1917 г. (табл. №2).

Делались попытки разработать летательный аппарат такого же типа крупного размера. Им стал двухмоторный биплан «Лебедь-XIV» («Лебедь-Гранд»), который, несмотря на незначительную бомбовую нагрузку (всего 900 кг), развивал скорость до 140 км/ч и обладал отличным оборонительным вооружением, что позволяло быть практически неуязвимым в воздушном бою.

Но даже проведенные успешные летные испытания данного типа самолета не вызвали особого интереса у военного и морского ведомств России. На его серийное производство в стране как всегда не оказалось денег.

К осени 1917 г. Россия оказалась на пороге больших социальных потрясений, которые вскоре полностью изменили облик государства и его вооруженных сил. Это никак не могло обойти стороной авиацию, превратившейся к концу Первой мировой войны в отдельный род Сухопутных войск и существенно влиявшей на ход военных действий.

ССЫЛКИ И СНОСКИ:

1  В ноябре 1783 г. в Санкт-Петербурге запустили маленький баллон, затем публичный показ подъема воздушного шара в России состоялся в марте 1784 г. в Москве. А. Демин. Ходынка: взлетная полоса русской авиации. - М.: РУСАВИА, 2002. - С.5.

2 Аэростат «Орел» был изготовлен из китайского шелка, «Сокол» - из перкаля.

3  Комиссия создана в соответствии с решением Военного совета при Военном министре от 22 декабря 1884 г. (3 января 1885 г.) при Главном инженерном управлении под председательством заведующего гальванической частью генерал-майора М.М. Борескова.

4  На Волком поле в 1 885 г. разместилась первая в России кадровая команда воздухоплавателей.

5   Боресков Михаил Матвеевич [1829 - 1898] - российский военачальник, генерал-лейтенант (1887). Помощник заведующего Техническим гальваническим заведением. С 1884 г. председатель Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям; в 1887 г. назначен заведующим Гальванической частью, переименованной в 1891 г. в Электротехническую часть Главного инженерного управления; член Русского технического общества; в 1887 - 1895 гг. председатель VII (Воздухоплавательного) отдела этого общества.

6 Федоров Николай Павлович [1835 - 1900] - российский военачальник, генерал-лейтенант (1888). Заведующий лабораторией Михайловской артиллерийской академии. С 1891 г. член конференции академии; в 1869 г. назначен членом комиссии по применению воздухоплавания к военным целям; и в последующие годы занимался вопросами воздухоплавания. В 1884 - 1886 гг. был избран председателем VII отдела Русского технического общества. С 1887 г. постоянно жил в Париже, выполняя различные поручения Военного министерства.

7  Зверев Константин Яковлевич [1821 - 1890] - российский военачальник, инженер-генерал (1887). С 1872 г. член Инженерного комитета и управляющий делами Главного управления; в 1 882 г. назначен товарищем (заместителем) генерал-инспектора по инженерной части.

8  РГВИА. Ф.808, оп.1, д.9, л.65.

9  Орлов Николай Александрович [1855 - ?] - российский военачальник, генерал-лейтенант (1906). С 1888 г. член VII отдела Русского технического общества. С 1889 г. делопроизводитель канцелярии Военно-ученого комитета Главного штаба, член комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям, с 1892 г. профессор Николаевской инженерной академии. В 1904 - 1905 гг. в распоряжении главнокомандующего Маньчжурскими армиями; в 1906 - 1907 гг. начальник 3-й пехотной дивизии.

10   Ванновский Петр Семенович [24.11.(6.12). 1822 - 17(30).02.1904] -российский военный и политический деятель, генерал от инфантерии (1883). Окончил Московский кадетский корпус (1840), проходил службу в Финляндском лейб-гвардии полку. В Крымской войне (1853-1 856) участвовал в осаде крепости Силистрия. В 1855-1856 гг. командир батальона. С 1857 г. начальник Офицерской стрелковой школы, с 1861 г. директор Павловского кадетского корпуса (с 1863 г. военного училища). С 1868 г. начальник 12-го армейского корпуса. В русско-турецкой войне (1877-1878) начальник штаба, затем командир Рущукского отряда (1878-1879). В 1880 г. зачислен в Генеральный штаб без окончания Николаевской академии. В мае-декабре 1881 г. управляющий военным министерством, в 1882-1898 гг. военный министр. С 1898 г. член Государственного совета. В 1901-1902 гг. министр народного просвещения.

11  РГВИА. Ф.808, оп.1, д.23, л.36.

12  Учебный кадровый воздухоплавательный парк при гальванической части Главного инженерного управления.

13  Заботкин Дмитрий Степанович [1837- 1894] - российский военачальник, генерал-лейтенант (1893). В 1872 - 1887 гг. член Инженерного комитета Главного инженерного управления; в 1887 - 1890 гг. управляющий делами этого комитета; с 1890 г. и. д. товарища генерал-инспектора по инженерной части, а с 1891 г. и.д. главного начальника инженеров; в 1893 г. утвержден в занимаемой должности.

Предыдущая Оглавление Следующая