Самолет «Ньюпор IV» из состава 4-го Сибирского авиаотряда
Шифровки авиационных частей42 (1914 - 1916 гг.)
Корпусные авиаотряды: |
Крепостные авиаотряды: |
Осовецкий |
Осв. |
||
Гвардейский |
Гв. |
||||
Гренадерский |
Гр. |
Брест-Литовский |
Б.-Л. |
Севастопольский |
Свс. |
Армейские |
1. |
Владивостокский |
Влд. |
Николаевский* |
Нк. |
Сибирские |
1 Сб. |
Гродненский |
Грд. |
Одесский* |
Од. |
Кавказские |
1 К. |
Карский |
Крс. |
Ревельский* |
Р. |
Полевой авиаотряд |
3 пл. |
Ковенский |
Ков. |
Авиароты |
1. |
Авиадивизионы** |
1 д. |
||||
Особые авиаотряды |
1 ос. |
Новогеоргиевский |
Н. |
Авиапарки** |
1 Пр. |
* Вводились по мере формирования в период 1915 - 1916 гг.
** Приказ по военному ведомству от 25 июня (8 июля) 1916 г. №332.
Последующее увеличение самолетного парка и появление новых авиационных подразделений (учреждений) потребовало обновления шифровок в авиации, что и было закреплено в приказе по военному ведомству осенью 1917 г. (табл. №2).
Делались попытки разработать летательный аппарат такого же типа крупного размера. Им стал двухмоторный биплан «Лебедь-XIV» («Лебедь-Гранд»), который, несмотря на незначительную бомбовую нагрузку (всего 900 кг), развивал скорость до 140 км/ч и обладал отличным оборонительным вооружением, что позволяло быть практически неуязвимым в воздушном бою.
Но даже проведенные успешные летные испытания данного типа самолета не вызвали особого интереса у военного и морского ведомств России. На его серийное производство в стране как всегда не оказалось денег.
К осени 1917 г. Россия оказалась на пороге больших социальных потрясений, которые вскоре полностью изменили облик государства и его вооруженных сил. Это никак не могло обойти стороной авиацию, превратившейся к концу Первой мировой войны в отдельный род Сухопутных войск и существенно влиявшей на ход военных действий.
ССЫЛКИ И СНОСКИ:
1 В ноябре 1783 г. в Санкт-Петербурге запустили маленький баллон, затем публичный показ подъема воздушного шара в России состоялся в марте 1784 г. в Москве. А. Демин. Ходынка: взлетная полоса русской авиации. - М.: РУСАВИА, 2002. - С.5.
2 Аэростат «Орел» был изготовлен из китайского шелка, «Сокол» - из перкаля.
3 Комиссия создана в соответствии с решением Военного совета при Военном министре от 22 декабря 1884 г. (3 января 1885 г.) при Главном инженерном управлении под председательством заведующего гальванической частью генерал-майора М.М. Борескова.
4 На Волком поле в 1 885 г. разместилась первая в России кадровая команда воздухоплавателей.
5 Боресков Михаил Матвеевич [1829 - 1898] - российский военачальник, генерал-лейтенант (1887). Помощник заведующего Техническим гальваническим заведением. С 1884 г. председатель Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям; в 1887 г. назначен заведующим Гальванической частью, переименованной в 1891 г. в Электротехническую часть Главного инженерного управления; член Русского технического общества; в 1887 - 1895 гг. председатель VII (Воздухоплавательного) отдела этого общества.
6 Федоров Николай Павлович [1835 - 1900] - российский военачальник, генерал-лейтенант (1888). Заведующий лабораторией Михайловской артиллерийской академии. С 1891 г. член конференции академии; в 1869 г. назначен членом комиссии по применению воздухоплавания к военным целям; и в последующие годы занимался вопросами воздухоплавания. В 1884 - 1886 гг. был избран председателем VII отдела Русского технического общества. С 1887 г. постоянно жил в Париже, выполняя различные поручения Военного министерства.
7 Зверев Константин Яковлевич [1821 - 1890] - российский военачальник, инженер-генерал (1887). С 1872 г. член Инженерного комитета и управляющий делами Главного управления; в 1 882 г. назначен товарищем (заместителем) генерал-инспектора по инженерной части.
8 РГВИА. Ф.808, оп.1, д.9, л.65.
9 Орлов Николай Александрович [1855 - ?] - российский военачальник, генерал-лейтенант (1906). С 1888 г. член VII отдела Русского технического общества. С 1889 г. делопроизводитель канцелярии Военно-ученого комитета Главного штаба, член комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям, с 1892 г. профессор Николаевской инженерной академии. В 1904 - 1905 гг. в распоряжении главнокомандующего Маньчжурскими армиями; в 1906 - 1907 гг. начальник 3-й пехотной дивизии.
10 Ванновский Петр Семенович [24.11.(6.12). 1822 - 17(30).02.1904] -российский военный и политический деятель, генерал от инфантерии (1883). Окончил Московский кадетский корпус (1840), проходил службу в Финляндском лейб-гвардии полку. В Крымской войне (1853-1 856) участвовал в осаде крепости Силистрия. В 1855-1856 гг. командир батальона. С 1857 г. начальник Офицерской стрелковой школы, с 1861 г. директор Павловского кадетского корпуса (с 1863 г. военного училища). С 1868 г. начальник 12-го армейского корпуса. В русско-турецкой войне (1877-1878) начальник штаба, затем командир Рущукского отряда (1878-1879). В 1880 г. зачислен в Генеральный штаб без окончания Николаевской академии. В мае-декабре 1881 г. управляющий военным министерством, в 1882-1898 гг. военный министр. С 1898 г. член Государственного совета. В 1901-1902 гг. министр народного просвещения.
11 РГВИА. Ф.808, оп.1, д.23, л.36.
12 Учебный кадровый воздухоплавательный парк при гальванической части Главного инженерного управления.
13 Заботкин Дмитрий Степанович [1837- 1894] - российский военачальник, генерал-лейтенант (1893). В 1872 - 1887 гг. член Инженерного комитета Главного инженерного управления; в 1887 - 1890 гг. управляющий делами этого комитета; с 1890 г. и. д. товарища генерал-инспектора по инженерной части, а с 1891 г. и.д. главного начальника инженеров; в 1893 г. утвержден в занимаемой должности.