Предыдущая Оглавление Следующая

14  Дирижабли в войне. -М.Минск: Харвест Аст, 2000. - С.373.

15 Дирижабль «Учебный» (1908), конструкции капитана А.И. Шабского, считается первым подвижным аэростатом отечественной постройки.

16 Полужесткий дирижабль «Лебедь» в 1909 г. был приобретен Россией во Франции на заводе «Лебоди».

17 Полужесткий дирижабль «Кречет», ранее имевший название «Комиссионный», построен в России в июле 1909 г.

18  27 ноября 1911 г. в г. Чите при 4-й Сибирской воздухоплавательной роте был сформирован первый в русской армии авиационный отряд, преобразованный в дальнейшем в 23-й корпусной авиаотряд.

19  Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) - крупнейшее в России предприятие, строившее железнодорожные вагоны, автомобили и самолеты. Главным конструктором авиационного отдела завода был талантливый авиаконструктор И.И. Сикорский. Производством самолетов заведовал В.Ф. Савельев, затем - Н.Н. Поликарпов (будущий крупный советский авиационный конструктор). В качестве летчиков-испытателей выступали известные российские авиаторы: Г.В. Алехнович и Г.В. Янковский. В стенах заводах были собраны: самолеты-гиганты «Гранд Балтийский», «Русский витязь» (1913) и «Илья Муромец» (1913-1914), самолеты-истребители С-16 РБВЗ, С-20 и др.

20  Аэропланный завод С.С. Щетинина основан в Санкт-Петербурге в 1909 г. Первоначально именовался как «Первое всероссийское товарищество воздухоплавания» (учредители: спортсмен, юрист С.С. Щетинин, купец М.А. Щербаков и конструктор Эрдели). Главный конструктор завода - известный российский конструктор летающих лодок Д.П. Григорович. Основная специализация завода - морская авиация.

21   Петербургское товарищество авиации (ПТА) «Ломач и Ко» создано на рубеже 1909/10 гг. Учредители ПТА: братья В.А. и А.А. Лебедевы, авиаконструктор С.А. Ульянин и петербургский предприниматель Ломач.

22 Самолетостроительный завод акционерного общества «В.А. Лебедева» создан в начале 1910-х гг. под Санкт-Петербургом (Новая Деревня). Учредители АО: спортсмен, юрист В.А. Лебедев и его брат - профессор А.А. Лебедев. На заводе строились как аэропланы зарубежных образцов (Фарманы, Ньюпоры, Мораны, Вуазены и т.д.), так и отечественные: «ЧУР», «ПТА» и т.д. С 1915 г. завод стал специализироваться по переделке трофейных самолетов в отечественные: «Лебедь-11», «Лебедь-12», а также производству винтов для воздушных судов. Главным конструктором завода был инженер Шкульник, его заместитель — авиаконструктор Н.В. Ребиков.

HisName022.jpg

Один из первых именных самолетов России

HisName024.jpg

Самолет «Ньюпор XXI» гренадерского авиационного отряда. 1916 г.

23 Созданная в 1893 г. велосипедная фабрика «Дукс» к началу 1910-х гг. приступила к строительству летательных аппаратов. В июне 1909 г. на заводе был собран аэроплан по типу братьев Райт с некоторыми изменениями в управлении. А. Демин. Ходынка: взлетная полоса русской авиации. - М.: РУСАВИА, 2002.- С.39.

54 Ю.А. Меллер (Брежнев) - директор Акционерного общества «Дукс». Официально Акционерное общество называлось АО «Дукс Ю.А. Меллер», но это название не привилось. Уже в начале 1910-х гг. на задних рулях самолетов «Дукс» писали «АО «Дукс» Ю.А. Меллера», затем осталось только АО «Дукс». А. Демин. Ходынка: взлетная полоса русской авиации. М.:РУСАВИА, 2002. - С.58.

25 Анри (Генри) Фарман [1874 -1958] - французский летчик и авиаконструктор. В 1908 г. создал собственную авиационную фирму, в 1909 г. организовал летную школу, где обучались и первые русские авиаторы. В 1912 г. Анри Фарман объединил под общим названием «Фарман» две самолетостроительные фирмы - свою и родного брата Мориса [1877-1964].HisName023.jpg

26  Сикорский Игорь Иванович [1889 - 1972] - известный российско-американский авиаконструктор. В период своей деятельности в России создал первые в мире самолеты-гиганты: «Гранд Балтийский», «Русский витязь», «Илья Муромец», самолет-штурмовик С-19. В октябре 1914 г. на основе английского самолета-разведчика «Таблоид» им разработан первый русский самолет-истребитель С-16 РБВЗ. В 1912-1917 гг. работал на Русско-Балтийском вагонном заводе в должности управляющего и главного конструктора Воздухоплавательного отделения. С 1918 г. в эмиграции (в начале во Францию, затем в США). Основоположник вертолетостроения и крупногабаритных воздушных судов в США. Всего им было сконструировано 42 типа самолетов и 20 типов вертолетов.

27  Завод Анатра в г. Одессе накануне и в годы Первой мировой войны являлся самым большим самолетостроительным предприятием юга России. Конструкторское бюро завода возглавлял Г.М. Макеев. Завод осуществлял сборку большинства самолетов зарубежных образцов, а также конструировал собственные отечественные летательные аппараты: «ВИ», «Анатра», «Анаде», «Анасоль» и т.д.

Предыдущая Оглавление Следующая