![]() |
![]() |
"Харрикейны" 601-й эскадрильи заправляются и снаряжаются | 601-я эскадрилья взлетает по тревоге |
Однако за счет четкой работы заводов достаточно быстро удалось выправить положение. На 16 августа в строю оставалось всего 20 машин со старыми крыльями и 15 - с винтами "Уоттс".
"Харрикейн" оставался самым массовым английским истребителем. В начале июля в состав Истребительного командования входили 28 эскадрилий на этих самолетах. Второе место занимал "Спитфайр" - 17 эскадрилий. Но следует учесть, что все части на "Харрикейнах" были полностью боеспособны, а на "Спитфайрах" две эскадрильи занимались испытательной работой, а еще четыре только-только освоили новую технику. Из числа пилотов, летавших на истребителях Кэмма, 72% уже получили боевой опыт (на "Спитфайрах" - только 26%). Только восемь аэродромов могли полноценно использоваться для базирования самолетов "Супермарин". "Харрикейн", менее прихотливый и к площадкам, и к оборудованию ремонтных мастерских, мог размещаться практически везде.
Снаряжение патронных ящиков. У двух расчетов эта операция занимала полчаса
Еще с начала июня 1940 г. самолеты люфтваффе начали атаковать британские суда в Ла-Манше, а затем наведываться в воздушное пространство над портами Южной Англии. Немцы действовали большими группами по 40-50 бомбардировщиков с примерно таким же количеством истребителей сопровождения. Прежде чем английские ВВС создали четкую систему быстрого подъема подкреплений по тревоге, зачастую такому мощному соединению противостояло лишь по полдюжине патрульных истребителей, уже израсходовавших значительную часть горючего. Немцам удалось потопить торговые суда общим тоннажем 40000 т, но полностью прервать движение караванов они не смогли. Английские истребители сбили 186 вражеских самолетов. При этом было потеряно 46 "Харрикейнов" и 32 "Спитфайра" (28 летчиков спаслись).
Но это было лишь прелюдией к настоящему сражению. Командование люфтваффе по приказу фюрера готовило операцию "Адлерангрифф" — массированный удар по Великобритании. Основной целью операции являлась подготовка к высадке десантов на острова. В качестве первого шага планировалось вывести из строя королевские воздушные силы. Целями стали аэродромы, командные пункты, радиолокационные станции, авиазаводы.
"Адлерангрифф" был пущен в ход во второй половине дня 13 августа 1940 г., с опозданием на три дня из-за погодных условий. С этого момента немцы и отсчитывают "битву за Англию". Британские же источники начинают с 8 августа, когда произошли крупные бои над конвоями у о.Уайт.
На эту дату Истребительное командование располагало 720 самолетами. "Харрикейны", "Спитфайры" и все прочие среди них соотносились как 5:3:1. Им противостояли три воздушных флота немцев - 2-й, 3-й и 5-й, общей численностью 2700 машин, из них 970 истребителей (при боеспособности 80-90%).