Предыдущая Оглавление Следующая

Так вот, если отсчитывать дату по-английски, то первые выстрелы в "битве за Англию" сделали именно "Харрикейны". 8 августа день начался с того, что группа пикировщиков Ju 87 в сопровождении истребителей Bf 109 и Bf 110С появилась у о.Уайт, намереваясь сбросить бомбы на шедший у берега конвой. Немецкие самолеты засекла одна из береговых радиолокационных станций. Наперерез противнику взлетела эскадрилья "Харрикейнов" из Уэстхэмпнетта. Над конвоем она атаковала немцев. За "Харрикейнами" к месту боя прибыли "Спитфайры", немцы тоже пустили в ход солидное подкрепление. В итоге, только с английской стороны в схватке участвовали пять эскадрилий. В этот же день самолеты люфтваффе крупными силами бомбили порт в Дувре и еще один конвой в устье Темзы. Немудрено, что англичане считают 8-е днем начала "битвы за Англию". Тем более что с этого момента все крупные удары сопровождались попытками подавить систему ПВО - разрушить РЛС и взлетно-посадочные полосы аэродромов истребителей. 12 августа налетам подверглись наиболее важные РЛС на южном и юго-восточном побережье и крупные аэродромы в графстве Кент. Одна станция была уничтожена и четыре повреждены, три аэродрома работали вполсилы.

Сочтя это достаточным успехом, Геринг начал "Адлерангрифф". Целями днем стали аэродромы, ночью - заводы. Первый день, 13 августа, не принес немцам существенных успехов. Избранные для первого удара цели находились в глубине страны, и своевременно поднятые в воздух истребители изрядно потрепали врага. Немцы потеряли 47 машин, англичане - 13. Часть целей в облаках вообще не нашли, с других аэродромов самолеты успели подняться в воздух. Из заводов пострадало лишь одно предприятие в Кэстл-Бромвиче, собиравшее "Спитфайры".

15-го Герингу удалось организовать одновременный удар всех трех воздушных флотов. Около одиннадцати утра налетам подверглись передовые аэродромы. Затем крупные соединения бомбардировщиков двинулись на намеченные им цели. Их встретили английские истребители; началась настоящая мясорубка, продолжавшаяся до середины сентября. В боях подчас участвовало одновременно до 200 самолетов.

Учтя опыт прошлого, королевские ВВС старались использовать "Харрикейны" и "Спитфайры" совместно. Первые прорывались к бомбардировщикам, вторые - связывали эскорт. Инициатором такой тактики стал маршал авиации Парк, командир 11-й группы (дивизии), прикрывавшей юго-восточную Англию. Правда, оказалось, что огневая мощь "Харрикейна" маловата для уверенного уничтожения немецких бомбардировщиков Не 111, Do 17 и новейшего Ju 88, живучих и обладавших неплохой бронезащитой. С пикировщиком Ju 87B английский истребитель справлялся достаточно легко, так же как и с двухмоторным Bf 110C, если "замотать" его на горизонталях и не лезть под огонь передних 20-мм пушек. А вот Bf 109E был опасным противником. После нескольких первых дней "битвы" немцы стали выпускать группы Bf 109Е для "расчистки воздуха" перед очередным налетом. Они, в первую очередь, старались подловить английские машины на взлете и посадке или на стоянках. Немецкие бомбардировщики поспешно оснащались дополнительными пулеметами и листами брони.

Hurrice036.jpg

Уже через две минуты после тревоги взлетают машины 501-й эскадрильи.

Hurrice037.jpg

"Харрикейн", поврежденный во время налета самолетов люфтваффе

Hurrice038.jpg

Принц Кентский во время посещения эскадрильи "Сити оф Лондон"разговаривает с двумя первыми австралийскими пилотами-добровольцами

Обе стороны несли огромные потери. Истребительное командование за день в среднем теряло полную эскадрилью "Харрикейнов". Непрерывные налеты следовали один за другим, изматывая личный состав. Пилоты ели и отдыхали возле своих машин, пока заливали бензин и укладывали патронные ленты. На взлет по тревоге эскадрилье давали 10 минут. На практике укладывались и в пять.

Hurrice039.jpg

На борту "Харрикейна" отметка о 126 победах 303-й (польской) эскадрильи (реально после войны были подтверждены 44 победы из 130 заявленных).

Предыдущая Оглавление Следующая