Предыдущая Оглавление Следующая

Некоторое время использовала "Харрикейны" и авиация "Свободной Франции". Они воевали в Ливии. Еще две эскадрильи укомплектовали "Харрикейнами" в 1943 г., но в бой они пошли уже на американских "Тандерболтах". Также недолго летала на них эскадрилья GC III/3, воевавшая потом на Р-39.

Финляндии в феврале 1940 г. выделили 12 "Харрикейнов" I, в виде помощи от Англии в период советско-финляндской войны. 5 февраля в Великобританию прибыла на переучивание группа финских пилотов. Подготовили их быстро: уже 29 февраля первые шесть истребителей вылетели из Шотландии в Швецию. 7 марта самолеты приняла на вооружение эскадрилья Lelv 22. За остававшиеся до перемирия три дня она, по-видимому, не успела совершить ни одного боевого вылета; во всяком случае, об этом не упоминают даже финские историки.

В период между окончанием "зимней" войны и началом Великой Отечественной "Харрикейны" перекидывали из эскадрильи в эскадрилью. Они побывали в Lelv 28 и Lelv 30. Звено из состава последней в июле 1941 г. разместили в Утти и включили в систему ПВО северо-восточной части Финляндии. В июле 1941 г. по финским данным были сбиты 5 советских самолетов. С июня 1942 г. две машины использовались в ПВО Хельсинки. Во второй половине войны "Харрикейны" финнами применялись мало.

Случаев боев советских "Харрикейнов" с финскими неизвестно, хотя с машинами других типов они сталкивались. В частности, в ноябре 1941 г. летчики 65-го полка сбили один "Харрикейн" (на И-153). До конца мая 1944 г. последние финские "Харрикейны" служили как вспомогательные в эскадрилье HLelv.34.

Еще один наш противник в Великой Отечественной войне, Румыния, приобрела партию из 12 "Харрикейнов" I. Первые самолеты поступили в Румынию в августе 1939 г. Ими вооружили 52-ю эскадрилью 5-го авиаполка. В июне 1941 г. они использовались на фронте в Молдавии, а затем под Одессой. С ними неоднократно сталкивались в воздухе наши летчики. Но у немцев силуэт "Харрикейна" вызывал четкий условный рефлекс: по румынским истребителям вовсю лупили зенитки и "мессершмитты". Спасая технику от подобного усердия союзников, уже в октябре 1941 г. румынское командование отправило "Харрикейны" в тыл. До 1943 г. они патрулировали побережье Черного моря.

Турки тоже купили в 1939 г. 15 "Харрикейнов" I. В порядке военной помощи в 1942 г. им передали еще одну небольшую партию IIВ и IIC. Эти машины эксплуатировались до 1945 г.

Ирландцы интернировали самолет, совершивший в 1942 г. вынужденную посадку на их территории, а затем и еще два. В 1943 г. Великобритания официально поставила в эту страну четыре "Харрикейна" I, но получила обратно два ранее интернированных. К концу войны к ним добавили семь машин типа I и шесть IIC.

Hurrice146.jpg

"Харрикейн" IIC/Тrор, подготовленный к передаче турецким ВВС, 1942 г.

Hurrice147.jpg

Португальский "Харрикейн" IIC с противобликовыми щитками

Hurrice148.jpg

Иранский двухместный "Харрикейн"

В 1943 г. Великобритания и Португалия заключили договор об обмене права на базы на Азорских островах на военную помощь. Вследствие этого в августе туда направили 15 "Харрикейнов" IIС, а в 1945 г. - дополнительные 50. Ими оснастили полностью два полка и отдельную эскадрилью ПВО Лиссабона.

Формально нейтральный Египет периодически получал самолеты из резервов британских ВВС. С 1941 г. в их число вошли и "Харрикейны". Две эскадрильи летали на них до 1945 г.

В середине 1939 г. 18 "Харрикейнов" I заказало правительство Ирана. Но фактически отправили только две машины: одну в 1939 г. и одну в 1940 г. Остальные попали в строй британских ВВС. Правда, в конце войны иранцам передали 10 самолетов из 74-й эскадрильи, базировавшейся тогда в Иране, оккупированном советскими и английскими войсками. Эти самолеты стали не нужны после перехода этой части на "Спитфайры". После войны "Хоукер" восстановила контракт 1939 г. и в 1946 г. отправила 16 истребителей, прошедших капитальный ремонт. Один из самолетов этой партии являлся учебным двухместным. Это была переделка модели IIС. Сперва обе кабины были открытыми, а между ними находилась остекленная секция. Затем заднюю кабину прикрыли и, наконец, одели на нее фонарь от "Темпеста". В таком виде и отправили самолет в Иран.

Предыдущая Оглавление Следующая