Предыдущая Оглавление Следующая

АВАРИЙНОСТЬ ПО ТИПАМ САМОЛЕТОВ ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ВОЙНЫ

ИСТРЕБИТЕЛИ

Общее количество  аварий и катастроф

Всего поступило самолетов

Отношение аварий  и катастроф к самолетному парку, %

МиГ-3

183

1592

11,5

ЛаГГ-3

547

5979

9,1

Як-1, 7, 9

1625

26343

6,1

«Аэрокобра»

169

1735

9,7

«Харрикейн»

112

797

14,0

Ла-5

1200

9583

12,5

Ла-7

145

3057

4,7

Як-3

102

2827

3,6

Примечание: 1. В среднем аварийность истребителей — 8 %.

2. Значительное снижение аварийность последних модификаций истребителей Як-3 и Ла-7 по сравнению с их прототипами (соответственно Як-1, 7, 9 и ЛаГГ-3, Ла-5) достигнуто за счет приобретенного опыта летной эксплуатации и технического обслуживания и устранения при проектировании и в производстве ранее выявленных недостатков и дефектов.

БОМБАРДИРОВЩИКИ
Общее количество аварий и катастроф Всего поступило самолетов Отношение аварий и катастроф к самолетному парку, %
Пе-2 1024 9875 10,4
Ту-2 62 682 9,0
ДБ-3, Ил-4 343 2909 11,8
«Бостон» 272 2295 11,8

Примечание: В среднем аварийность бомбардировщиков была 10,8%

ШТУРМОВИКИ ИЛ-2

Общее количество аварий и катастроф

Всего поступило самолетов

Отношение аварий и катастроф к самолетному парк, %

Ил-2

2547

33328

7,6

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПРИЧИН АВАРИЙНОСТИ В ПРОЦЕНТАХ В ВВС КА ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ С ДОВОЕННЫМ ПЕРИОДОМ

Причины аварийности

1941-1945 гг.

1935-1940 гг.

Ошибки в технике пилотирования

25

41

Недисциплинированность

19

12

Плохая организация летной работы

19

12

Производственные дефекты

12

9

Неправильная эксплуатация матчасти летным составом

10

9

Отказы матчасти по вине технического состава

7

8

Плохие метеоусловия

5

5

Потеря ориентировки

3

4

 

НАЛЕТ ОДНОГО ПОДГОТОВЛЕННОГО ЛЕТЧИКА НА БОЕВОМ САМОЛЕТЕ В ЗАПАСНЫХ АВИАПОЛКАХ (В ЧАСАХ)
  1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г.
Истребитель 6 12 18 20
Штурмовик 4 13 18 20
Бомбардировщик 7 13 15 22
Разведчик 8 15-25 мин 23 26

 

ОТПРАВЛЕНО ФРОНТАМ САМОЛЕТОВ И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА И МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА ГОДЫ ВОЙНЫ6

1941-42

1943

1944

до 9.5.45

Всего

Самолетов всех типов, в т. ч. импортных

31181

33545

41011

15097

120834

Технического состава и мл. специалистов

42306

17637

18361

5020

83324

Примечание: Для технического обслуживания одного самолета-бомбардировщика требовалось от 2-х до 4-х и более человек, а бомбардировщиков было отправлено действующим частям ВВС 13175 самолетов.

Советские ВВС в период войны, как известно, располагали самолетами фронтовой авиации поля боя: Ил-2, Пе-2, Ту-2, которые не уступали подобным типам самолетов противника, а бронированный штурмовик Ил-2, вообще, не имел аналога в мировом самолетостроении.

К сожалению, самолеты истребительной авиации по летно-тактическим данным продолжительное время, в сравнении с истребителями противника, находились в положении «догоняющих». Только с апреля 1944 г. наша промышленность приступила к серийному производству модифицированных истребителей Ла-7 с АШ-82ФН, Як-3 с ВК-105ПФ-2 и Як-9У с ВК-107А, которые превосходили немецкие истребители Bf109G-1, F-4 и FW-190A-8, D-9 на боевых высотах до 5000 м, но свыше 5000-5300 м все же уступали им. Подробнее об этом будет изложено в следующем номере журнала. А пока приведем некоторые дополнительные данные, связанные с основными вопросами:

а) Небоевые потери самолетов в период войны(10)

За 1-й год войны до 1.7 42 г

13,8

За 2-й год войны до 1.7 43 г

22,6

За 2-е полугодие 1943 г

26,1

За весь 1944 г.

26,3

Примечание: 1. Небоевые потери немецкой авиации за период с 22.6.41 г. по 1.4.42 г. составляли 28,6% самолетов. Небоевые потери английской авиации равнялись боевым потерям, то есть 50% от всех потерь.1"1

2. Более низкий процент небоевых потерь нашей авиации за первый год войны можно объяснить наличием в самолетном парке значительного количества более доведенных и освоенных самолетов устаревших типов (И-16, И-153, СБ и др.).

б) Изменение аварийности и самолетного парка по годам войны ( в процентах к 1941 г.)

Год

Рост аварийности

Рост самолетного парка

1941 г.

100

100

1942 г.

144

246

1943 г.

176,2

344

1944 г.

239

425

Примечание. Рост аварийности в 1944 г. был в 1,78 ниже роста самолетного парка

Предыдущая Оглавление Следующая