АВАРИЙНОСТЬ ПО ТИПАМ САМОЛЕТОВ ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ВОЙНЫ
Общее количество аварий и катастроф |
Всего поступило самолетов |
Отношение аварий и катастроф к самолетному парку, % |
|
МиГ-3 |
183 |
1592 |
11,5 |
ЛаГГ-3 |
547 |
5979 |
9,1 |
Як-1, 7, 9 |
1625 |
26343 |
6,1 |
«Аэрокобра» |
169 |
1735 |
9,7 |
«Харрикейн» |
112 |
797 |
14,0 |
Ла-5 |
1200 |
9583 |
12,5 |
Ла-7 |
145 |
3057 |
4,7 |
Як-3 |
102 |
2827 |
3,6 |
Примечание: 1. В среднем аварийность истребителей — 8 %.
2. Значительное снижение аварийность последних модификаций истребителей Як-3 и Ла-7 по сравнению с их прототипами (соответственно Як-1, 7, 9 и ЛаГГ-3, Ла-5) достигнуто за счет приобретенного опыта летной эксплуатации и технического обслуживания и устранения при проектировании и в производстве ранее выявленных недостатков и дефектов.
Общее количество аварий и катастроф | Всего поступило самолетов | Отношение аварий и катастроф к самолетному парку, % | |
Пе-2 | 1024 | 9875 | 10,4 |
Ту-2 | 62 | 682 | 9,0 |
ДБ-3, Ил-4 | 343 | 2909 | 11,8 |
«Бостон» | 272 | 2295 | 11,8 |
Примечание: В среднем аварийность бомбардировщиков была 10,8%
Общее количество аварий и катастроф |
Всего поступило самолетов |
Отношение аварий и катастроф к самолетному парк, % |
|
Ил-2 |
2547 |
33328 |
7,6 |
Причины аварийности |
1941-1945 гг. |
1935-1940 гг. |
Ошибки в технике пилотирования |
25 |
41 |
Недисциплинированность |
19 |
12 |
Плохая организация летной работы |
19 |
12 |
Производственные дефекты |
12 |
9 |
Неправильная эксплуатация матчасти летным составом |
10 |
9 |
Отказы матчасти по вине технического состава |
7 |
8 |
Плохие метеоусловия |
5 |
5 |
Потеря ориентировки |
3 |
4 |
1941 г. | 1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | |
Истребитель | 6 | 12 | 18 | 20 |
Штурмовик | 4 | 13 | 18 | 20 |
Бомбардировщик | 7 | 13 | 15 | 22 |
Разведчик | 8 | 15-25 мин | 23 | 26 |
1941-42 |
1943 |
1944 |
до 9.5.45 |
Всего |
|
Самолетов всех типов, в т. ч. импортных |
31181 |
33545 |
41011 |
15097 |
120834 |
Технического состава и мл. специалистов |
42306 |
17637 |
18361 |
5020 |
83324 |
Примечание: Для технического обслуживания одного самолета-бомбардировщика требовалось от 2-х до 4-х и более человек, а бомбардировщиков было отправлено действующим частям ВВС 13175 самолетов.
Советские ВВС в период войны, как известно, располагали самолетами фронтовой авиации поля боя: Ил-2, Пе-2, Ту-2, которые не уступали подобным типам самолетов противника, а бронированный штурмовик Ил-2, вообще, не имел аналога в мировом самолетостроении.
К сожалению, самолеты истребительной авиации по летно-тактическим данным продолжительное время, в сравнении с истребителями противника, находились в положении «догоняющих». Только с апреля 1944 г. наша промышленность приступила к серийному производству модифицированных истребителей Ла-7 с АШ-82ФН, Як-3 с ВК-105ПФ-2 и Як-9У с ВК-107А, которые превосходили немецкие истребители Bf109G-1, F-4 и FW-190A-8, D-9 на боевых высотах до 5000 м, но свыше 5000-5300 м все же уступали им. Подробнее об этом будет изложено в следующем номере журнала. А пока приведем некоторые дополнительные данные, связанные с основными вопросами:
а) Небоевые потери самолетов в период войны(10)
За 1-й год войны до 1.7 42 г |
13,8 |
За 2-й год войны до 1.7 43 г |
22,6 |
За 2-е полугодие 1943 г |
26,1 |
За весь 1944 г. |
26,3 |
Примечание: 1. Небоевые потери немецкой авиации за период с 22.6.41 г. по 1.4.42 г. составляли 28,6% самолетов. Небоевые потери английской авиации равнялись боевым потерям, то есть 50% от всех потерь.1"1
2. Более низкий процент небоевых потерь нашей авиации за первый год войны можно объяснить наличием в самолетном парке значительного количества более доведенных и освоенных самолетов устаревших типов (И-16, И-153, СБ и др.).
б) Изменение аварийности и самолетного парка по годам войны ( в процентах к 1941 г.)
Год |
Рост аварийности |
Рост самолетного парка |
1941 г. |
100 |
100 |
1942 г. |
144 |
246 |
1943 г. |
176,2 |
344 |
1944 г. |
239 |
425 |
Примечание. Рост аварийности в 1944 г. был в 1,78 ниже роста самолетного парка