Предыдущая Оглавление Следующая

Действительно, требуя от НКАП подачи на вооружение хорошо доведенных самолетов, полностью отвечающих предъявляемым к ним требованиям, руководство ВВС и НИИ ВВС рисковали получить в свой адрес обвинения, будто бы они специально затягивают переоснащение ВВС современной авиатехникой. Именно так, в 1941 г. был обставлен разгром НИИ ВВС, когда после резкой критики начальником института генерал-майором А.И. Филиным работы НКАП на совещании у И.В. Сталина 7 мая последовал его арест и затем увольнение 14 ведущих специалистов института "как несоответствующих своему назначению". Если же принимать все, что производилось НКАП, то в случае обнаружения в строевых частях серьезных недостатков или дефектов матчасти можно было с уверенностью ожидать обвинений в постановке на вооружение заведомо негодных боевых самолетов. Весной 1944 г. еще были свежи в памяти события годичной давности, когда в авиачастях действующей армии выявился массовый дефект обшивки самолетов. Тогда удалось доказать, что основная вина лежит все же на промышленности - при расследовании были выявлены серьезные нарушения технологии на авиазаводах, что при ослабленном контроле качества на всех технологических этапах производства самолетов и привело к столь печальному результату.

Вот и приходилось военным проявлять в это время исключительную осторожность, дипломатичность и договариваться с НКАП по большинству вопросов. При этом старались "не выносить сор из избы", так как оба ведомства прекрасно понимали, что в их работе имеются серьезные упущения и в случае скандала все это может аукнуться вполне конкретными последствиями. К тому же, некоторые специалисты попросту предпочитали "не высовываться".

IL-8020.jpg

Варианты бомбовой загрузки Ил-8, 1945г.

В связи с отказом от принятия Ил-8 на вооружение ВВС КА С.В. Ильюшин 5 июля 1944 г. вышел на руководство НКАП с инициативой повысить основные летные данные самолета путем улучшения его аэродинамики.

Планировалось по образцу самолета Ил-10 выполнить систему продува водо- и маслорадиаторов, изменить схему бронирования, шасси сделать одностоечным, установить новые крыло, оперение, воздушный винт, доработать элероны, рули высоты и направления, внести изменения в состав оборудования машины согласно требованиям ВВС. По расчетам получалось, что после всех доработок максимальная скорость полета Ил-8 достигнет 470 км/ч (вместо 428 км/ч) у земли и 510 км/ч (вместо 422 км/ч) на высоте 2800 м. Все работы предлагалось провести на втором опытном самолете Ил-АМ-42 (бывший Ил-2М).

Перечень изменений впечатляет. Фактически строился новый самолет с тем же обозначением.

Рассматривая предложение Ильюшина в увязке с ходом доводки и внедрения в серийное производство самолета Ил-10, становится ясно, что развертывание работ по глубокой модернизации Ил-8 нужно было в основном лишь для подстраховки "десятки". Тем более что доводка штурмовика Су-6 АМ-42 еще продолжалась. В этой связи вполне естественным выглядит и поддержка этого начинания руководством наркомата.

"Новый" самолет официально именовался как Ил-8 № 1 АМ-42. Его первый полет состоялся 13 октября 1944 г. Проблемы возникли сразу же. Из-за недоведенности воздушного винта в полетах возникала сильная тряска. Заводские летные испытания вновь надолго затянулись. Одновременно с работами по улучшенной "восьмерке" в ноябре 1944 г. по инициативе С.В. Ильюшина в план опытного самолетостроения на 1945 г. был включен штурмовик-бомбардировщик Ил-8 с мотором АМ-43 с взлетной мощностью 2300 л.с. Мотор АМ-43 представлял собой дальнейшее развитие АМ-42. Повышение мощности достигалось за счет внедрения системы непосредственного впрыска топлива в цилиндры.

Предполагалось, что с АМ-43 можно будет довести летные данные "восьмерки" до уровня более маневренного и скоростного штурмовика Ил-10. По расчетам при полетном весе 7400 кг (800 кг бомб) максимальная скорость Ил-8 с АМ-43 могла составить 520 км/ч на высоте 2000 м и 485 км/ч у земли. Вертикальная скорость у земли - 9,0 м/с, а на высоте 3000 м - 6,7 м/с.

Какие-либо данные о постройке Ил-8 АМ-43 пока не обнаружены. По всей видимости, самолет все же не строился.

Тем временем в ноябре 1944 г. решением Государственной комиссии было приостановлено серийное производство самолета Ил-10. Поводом к такому шагу послужили аварии и катастрофы "десяток" по причине возникновения на самолете пожаров в полете.

В сложившейся ситуации С.В. Ильюшин делает "ход конем" - 6 декабря он обращается с письмом к Наркому авиапромышленности А.И. Шахурину и одновременно к командующему ВВС КА главному маршалу А.А. Новикову с предложением "...о запуске в серийное производство на заводе № 30 двухместного бронированного штурмовика Ил-8 с мотором АМ-42". Ильюшин писал: "Самолет Ил-8 успешно прошел Государственные испытания в марте 1944 г. За это время на самолете сделан ряд улучшений, которые повысили максимальную скорость самолета на 50 км и бомбовую нагрузку на 200 кг. В этом виде самолет прошел заводские летные испытания. Передача на Государственные испытания задерживается из-за плохой погоды...

Предыдущая Оглавление Следующая