Как известно, 108-й гвардейский и 571-й штурмовые авиаполки, первыми применившие новый штурмовик на фронте, менее чем за три недели боев фактически утратили боеспособность по причине серьезных дефектов и недостатков винтомоторной группы и самого самолета.
Так, в 571-м шап к исходу 8 мая "по причине производственно-конструктивных дефектов" из строя вышло 13 машин - свыше 40% боевого состава к началу боевых действий. Позже выяснилось, что еще на 6 самолетах летать опасно. Как указывалось в отчете ст. инженера полка м-ра Жиленкова, "для восстановления всех самолетов полку требуется 14 моторов АМ-42 и 18 нагнетателей". В 108-м гвардейском шап картина была такая же. К вечеру 30 апреля в полку насчитывалось всего 11 боеспособных самолетов. Остальные 18 "десяток" требовали ремонта. Еще одна неделя боев, и летать было бы не на чем.
В тылу положение дел было не лучше. Например, в двух дивизиях 7-го шак, первого соединения ВВС КА, полностью перевооруженного на Ил-10, по состоянию на 11 июня 1945 г. насчитывалось 74,7% боеготовых самолетов, остальные были неисправными.
Во всех полках, эксплуатирующих Ил-10, имели место случаи деформации верхней и нижней обшивки консольной части крыла, срез и отрыв заклепок. На некоторых машинах наблюдалось отставание листов нижней обшивки центроплана, сопровождавшееся срезом заклепок по шву крепления листов к угольнику на бронекорпусе. Имелись случаи ослабления заклепочных швов обшивки фюзеляжа в области крепления костыльной установки, а также по листу перехода килевой части фюзеляжа. Система шасси оказалась довольно слабой в прочностном отношении и ненадежной: ломались складывающиеся подкосы шасси и обтекатели хвостового колеса, наблюдались многочисленные случаи поломок и срывов обтекателя колеса шасси (так называемый "лопух") и т.д.
Много проблем было и с вооружением. Постоянно рвались и заедали троса бомболюков, створки бомболюков деформировались при загрузке мелких бомб и повреждались при сбросе бомб крупного калибра. Все это приводило к тому, что над целью экипажи после сброса бомб зачастую продолжали выполнять атаки с открытыми бомболюками. В результате "самолет терял в маневренности". Кроме этого, имелись случаи, когда створки бомбовых отсеков открывались не полностью и бомбы зависали.
Специальная комиссия ВВС в середине мая запретила эксплуатацию самолетов Ил-10 в строевых частях ВВС КА до проведения необходимых доработок машины.
Следует отметить, что, судя по документам, недостатки и дефекты мотора АМ-42 обуславливались не только объективными трудностями, но также и "особым" отношением мотористов к вопросу выяснения истинных причин "летных происшествий, происходящих по причине отказа моторов". В письме командира 1-й запасной штурмовой авиабригады генерал-майора А.И. Подольского директору завода № 24 М.С. Жезлову от 14 июня 1945 г. отмечалось, что: "...представители завода запутывают расследования причин отказов моторов, а значит, стремятся замазать их. Расследования затягиваются на полгода и более. Такое "расследование" не может предупредить вовремя повторение летных происшествий по тем же причинам. Завязывается бессмысленная переписка, в результате которой все же Вам приходиться признавать вину за заводом. Нелогичность "особых" мнений и отсутствие в них обоснования говорит о чрезвычайно низкой технической грамотности представителей завода, работающих в бригаде..."
Забегая вперед, укажем, что доводка АМ-42 затянулась фактически до середины 1947 г., когда были внесены кардинальные изменения в его конструкцию, после чего мотор стал нормально работать. А до этого времени, недостаточная его надежность определяла и довольно высокую аварийность в частях ВВС. Например, в феврале-марте 1946 г. в частях 10-й гшад произошел массовый выход из строя моторов АМ-42, что привело к многочисленным авариям и даже катастрофам. В конце 1946 г. при перегонке в части авиации ВМФ 40 Ил-10 из-за мотора произошло три аварии...
Помимо проблем с мотором, серийные Ил-10 характеризовались и пониженными летными данными в сравнении с опытной машиной. Утвержденные на совместном совещании ВВС и НКАП в январе 1945 г. технические условия на самолет Ил-10 оказались для заводов высокими.
Усиление конструкции самолета (крыло, фюзеляж, шасси и т.д.), внесение различного рода изменений и доработки машины, естественно, сопровождались ростом полетного веса. На контрольных испытаниях в НИИ ВВС серийные "десятки" стабильно не додавали в скорости и скороподъемности. Естественно, усилились трения между заводами и военными представителями по вопросам приемки самолетов и их оплаты. На многочисленных совещаниях по устранению дефектов Ил-10 не всегда удавалось прийти к соглашению. Представители промышленности каждый раз принимали на себя обязательства по улучшению летных и эксплуатационных качеств машины и всякий раз их не выдерживали. Соответственно, военные делали официальные выводы: "Со стороны НКАП сроки выполнения Постановлений ГОКО, СНК и приказов НКАП не выдерживаются". Напряженность во взаимоотношениях ВВС и НКАП нарастала с каждым месяцем.
Масло в огонь подлил и сам С.В. Ильюшин, направив 25 мая 1945 г. командующему ВВС главному маршалу А.А. Новикову письмо, в котором информировал его о запланированном на 30 июня первом полете нового штурмовика Ил-16 с мотором АМ-43 и предлагал "з-д № 30 ...ориентировать на серийную постройку этого самолета".
Военные отреагировали быстро и вполне адекватно. Главный инженер ВВС КА генерал-полковник А.К. Репин, давая Новикову пояснения по данному вопросу, обратил внимание командующего на следующие обстоятельства, сопутствующие постройке Ил-16: "...ЛТД ...являются проектными. Эскизный проект и макет самолета на заключение в ГК НИИ ВВС не представлялся, самолет строится без ТТТ. При постройке самолета не учтены выявленные при войсковых испытаниях конструктивные недостатки однотипного самолета Ил-10. Основными из этих оставшихся на самолете Ил-16, являются: расчет прочности самолета по классу "Б" (ограниченно маневренные самолеты), в то время как он должен быть отнесен к классу "А " (маневренные самолеты); ослабление бронирования по сравнению с самолетов Ил-10; ...сложная и громоздкая система подвески наружных бомб; ...отсутствие системы нейтральных газов и пылефильтров".