Положение изменилось к осени 1960 года. Успешный ход работ по проектированию американского ХВ-70, усиление роли авианосных ударных групп и переход угрозы исходящих от них в разряд стратегической, появление хорошо защищенных ракетных шахтных позиций МБР подтолкнули советский ВПК к продолжению работ по сверхзвуковым межконтинентальным и дальним пилотируемым авиационным носителям. Для ОКБ А.Н.Туполева появилась официальная и, что самое главное, финансируемая возможность вести дальнейшие работы в области создания перспективных тяжелых сверхзвуковых носителей. Все это происходило на фоне всеобщей "ракетизации" авиапрома, когда, по предложению военно-политического руководства страны, на государственном уровне решено и приказано было свернуть все перспективные военные авиационные программы, кроме модернизационных и модификационных, охватывающих существующую авиационную технику.
Несколько ранее по этой теме оригинальные проекты подготовило ОКБ-23 (проекты М-56 и М-57), но со сменой ориентации этого ОКБ с авиационной тематики на ракетную ОКБ А.Н. Туполева осталось монополистом на поле проектирования нового сверхзвукового межконтинентального носителя. Правда, через какое-то время к тяжелой теме привлекли "истребительное" ОКБ П.О. Сухого с проектом самолета-носителя с дальностью полета до 7000 км, получившего в дальнейшем шифр Т-4, над которым суховцы первоначально вели работы в инициативном порядке. Сектора интересов этих ОКБ по тяжелому самолету-носителю вроде бы не должны были пересечься, машины, на первый взгляд, были разных классов. Однако дальнейший ход событий столкнул эти ОКБ на тропе соперничества за заказ на новую дальнюю машину для советских ВВС.
3 октября 1960 года вышло Постановление Совета Министров СССР, согласно которому:
- ОКБ В.М. Мясищева передавалось в качестве филиала в КБ В.Н. Челомея и освобождалось от проектирования и разработки сверхзвукового самолета-носителя М-56, вопрос по проектам М-50, М-52 и РСР должен был быть решен дополнительно;
- ОКБ А.Н. Туполева, в связи с прекращением работ по М-56, должно было в 3-х месячный срок дать предложения по созданию дальнего сверхзвукового самолета-носителя и дальнего сверхзвукового самолета-разведчика с рассмотрением возможности серийной постройки их на заводе №22 в Казани.
Для справки приводим характеристики самолета ОКБ-23 проекта М-56 на май 1960 года.
класс аэродрома |
1 класс |
1 класс усиленный |
спецкласс |
взлетная масса, кг |
185000 |
220000 |
250000 |
длина разбега, м |
2000 |
2500 |
- |
длина разбега с ускорителями, м |
- |
2000 |
2500 |
дальность полета с одной СБ, км |
8000 |
9000 |
10000 |
радиус действия с 1 х X-22 |
4500 |
5000 |
5500 |
крейсерская скорость, км/ч |
- |
2650 |
- |
максимальная скорость полета, км/ч |
— |
3200 |
|
высота сброса X-22, м |
22000 |
21500 |
21000 |
весовая отдача по топливу % |
61,4 |
67,5 |
71,5 |
К макс, в сверхзвуковом полете |
6,4 |
6,4 |
6,4 |