Предыдущая Оглавление Следующая

Lr_Tu160033.jpg

Двигатель НК-6

Для силовой установки самолета "135" рассматривались следующие типы двигателей: НК-6 (максимальная взлетная тяга - 23000-23500 кг, удельный расход топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме - 1,5-1,7 кг/кгч);  НК-6Б (22480 кгс; 1,5-1,75 кг/кгсч); НК-6В (18700 кгс; 1,7-1,9 кг/ кгсч); НК-6С (22500 кгс; 1,6-1,7 кг/кгсч; НК-10 (24000 кгс; 1,4-1,6 кг/кгсч); Р15Б-300 (15000 кгс; 1,8 кг/кгсч); Р23-300 (21000 кгс; 1,6-1,75 кг/кгсч); ВД-19Р (13500 кгс; 2,0-2,5 кг/ кгсч); Р17-117 (17000 кгс; 1,7-1,1,8 кг/кгсч). Число двигателей, в зависимости от параметров конкретного двигателя и проекта самолета, менялось от четырех до шести.

В ходе работ по выбору оптимальной аэродинамической схемы самолета было изготовлено 14 моделей самолета "135", на которых в ЦАГИ были проверены 6 вариантов схем крыла, более 10 вариантов размещения двигателей и мотогондол с воздухозаборниками. На пяти вариантах определялся оптимальный профиль крыла. На шести вариантах изучались взлетно-посадочные характеристики и общие характеристики самолета на дозвуковых скоростях. На моделях выбирались оптимальное размещение и конфигурация органов управления и характеристики устойчивости и управляемости будущего самолета.

В ходе исследований и по их результатам в ОКБ для "135-го" проекта остановились на схеме "утка" с плавающим ПГО, треугольным крылом с переменной стреловидностью по передней кромке, с одним килем и разнесенными по размаху крыла спаренными мотогондолами под четыре двигателя типа НК-6 или под его модификации.

Выбранная компоновка позволила получить достаточно высокие расчетные значения аэродинамического качества самолета на различных режимах полета, которые были подтверждены в ходе исследований в ЦАГИ (при М=0,9 - К=10,5; при М=1,2 - К=8,3; при М=2,5 - К=6,5; при М=3 - К=6,0).

Отдельно изучался вопрос создания системы ударного ракетного вооружения на базе существовавших и перспективных крылатых ракет различного назначения, а также баллистических ракет воздушного базирования. Много внимания уделялось формированию навигационно-пилотажного и прицельного комплексов, бортовой аппаратуре РЭП на основе новейших достижений отечественной радиоэлектронной промышленности.

Всю гамму проектов по теме Ту-135 условно можно разделить на три группы. Первая группа - группа предварительных проектов, в основном основывавшихся на схемах, близких к американским проектам по В-70 и А-12, вторая группа - это группа проектов, близких по аэродинамической компоновке к решениям, предложенным ЦАГИ, и, наконец, третья группа проектов - это варианты второй группы с различными типами силовой установки.

По сохранившимся к настоящему времени материалам можно составить общее представление о некоторых проектах каждой группы.

Первая группа

Самолет"135" с центральным расположением двигателей (вариант №1)

Lr_Tu160034.jpg

Самолет "135" вариант № 1

Этот вариант практически полностью повторяет схему американского самолета В-70. Схема "утка", треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке - 65 градусов, консольные законцовки крыла, отклоняемые в полете, двухкилевое вертикальное оперение, четыре двигателя типа НК-6 (максимальная взлетная тяга каждого 23000 кгс) в общем пакете в хвостовой части самолета. Воздухозаборники - многорежимные раздельные с вертикальным клином. Вооружение в варианте ракетоносца - одна ракета типа X-22.

Предварительные данные по этому проекту были следующие:

размах крыла, м

28,00

длина фюзеляжа, м

46,80

высота самолета на стоянке, м

10,00

площадь крыла, кв.м

380

взлетная масса, кг

190000

крейсерская скорость полета, км/ч

2500

практическая дальность полета на скорости 2500 км/ч, км

7950

высота полета над целью, м

22500

длина разбега, м

2300

Предыдущая Оглавление Следующая