Предыдущая Оглавление Следующая

Самолет в варианте носителя с теми же скоростями полета, с радиусом действия до 5000 км должен быть вооружен крылатой ракетой с дальностью 500-600 км, с весом боевого специального заряда 750-800 кг.

Силовая установка самолета-разведчика Ту-135Р и самолета-носителя ракетного вооружения должна состоять из четырех двигателей НК-135, созданных на базе двигателей НК-6 и приспособленных для полета на скоростях до 3000 км/ч.

Представляя проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по самолету Ту-135, прошу его рассмотреть."

/т. Дементьев/

О том, как бурно проходило обсуждение проблематики создания будущего самолета, можно в общих чертах представить по воспоминаниям О.С. Самойловича, ближайшего соратника П.О.Сухого и одного из создателей Т-4, которые он приводит в книге "Рядом с Сухим". В свете рассмотрения истории проекта Ту-135 считаю целесообразным привести в данной работе этот материал:

"...Как могла появиться в разработке новая авиационная тематика (Т-4) при существующем запрете на создание новых самолетов? Я спросил об этом Павла Осиповича. Как я понял потом, он не любил таких вопросов. Очевидно, его нелегкий жизненный опыт подсказывал ему не пускаться в откровенности подобного рода. С неудовольствием в голосе он заметил: "Олег Сергеевич, вопросы оборонной тематики страны не входят в вашу компетенцию. Ваша задача - заниматься разработкой самолетов по заданным требованиям". Больше к подобным вопросам я не возвращался.

Но теперь, по прошествии многих лет, сопоставляя известные мне факты, я осмелюсь предположить свою версию развития событий, официально, правда, не подтвержденную.

Lr_Tu160051.jpg Lr_Tu160052.jpg Lr_Tu160053.jpg
П.О. Сухой А.С. Яковлев А. Н. Туполев

Хрущеву не составляло труда закрыть новую авиационную тематику, например, КБ В.М. Мясищева (проекты стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев М-52 и М-56). Но даже при огромной любви Никиты Сергеевича к ракетам, посягнуть на тему Ту-135 патриарха советской авиации Андрея Николаевича Туполева он не рискнул. Чтобы прекратить разработку туполевской машины, ему надо было найти какое-то другое решение. И оно нашлось: устроить конкурс, на котором проект туполевского гигантского ракетоносца проиграл бы. Повторяю: это моя версия.

Предполагаю, что события развивались следующим образом.

В те годы для нашей страны наибольшую угрозу представляли американские авианосцы, базировавшиеся в Бискайском заливе, Средиземном море и Индийском океане. Максимальное удаление этих кораблей от центра Советского Союза составляло 3000 км. Поэтому министерство обороны вышло с предложением о создании самолетов - истребителей авианосцев. Решить эту задачу баллистическими ракетами было невозможно из-за малой точности наведения ракет.

В ГКАТ был объявлен конкурс на разработку технических предложений. В нем приняли участие ОКБ А.Н. Туполева, П.О. Сухого и А.С. Яковлева.

А.Н. Туполев стоял на том, что максимальная крейсерская скорость полета такого самолета не должна превышать М=2,35, во многом из условий широкого использования традиционных конструкционных материалов для проекта Ту-135, в этом А.Н. Туполев и его преемники были всегда достаточно тверды (пример Ту-144, Ту-22М, Ту-160), тем более что подлетное время сокращалось незначительно: 64 минуты при М=3, против 72 минут при М=2,35. Эта концепция сохраняла разработку Ту-135. Однако военные были непреклонны в своих требованиях - только М=3.

Мы очень энергично работали над проектом, и уже в декабре 1961 г. я докладывал на НТС ЦАГИ в кабинете В.М. Мясищева (в то время начальника ЦАГИ) о результатах этой работы. Выступление в целом прошло успешно, однако после него меня пригласил к себе первый заместитель начальника ЦАГИ академик В.В. Струминский. По отношению ко мне тон его был несдержан: "Зачем вы лезете не в свое дело. Ваша ниша - фронтовая авиация, самолеты-истребители. А дальняя авиация - это Туполев, запомните, Ту-по-лев. Это его тема". Как сейчас помню, в то время в ГКАТ существовало строгое разделение тематик между авиационными КБ, и Струминский проводил эту линию.

Предыдущая Оглавление Следующая